30.01.2014 23:30
    Поделиться

    На Западе заговорили о санкциях в отношении лидеров украинской оппозиции

    Вопреки обещаниям не вмешиваться в украинские дела и, как посоветовал коллегам премьер Польши Дональд Туск, "не лезть с советами, если их не хотят в Киеве", европейские институты продолжают давать оценки и рекомендации украинским властям.

    Впрочем, заявления, звучащие из Европарламента, Парламентской ассамблеи Совета Европы и прочих "компетентных" в украинской политике учреждений, главным образом сводятся к многочисленным призывам. От президента Виктора Януковича требуют продолжать переговоры с оппозицией, не применять силу к облепившим "майдан" баррикадами демонстрантам, вернуться к соглашению об ассоциации с ЕС. В противном случае угрожают санкциями. Впрочем, и сам Туск на заседании "вышеградской четверки", состоящей из премьеров Польши, Венгрии, Чехии и Словакии, не удержался и также подписал совместное заявление с очередным призывом. В нем участникам конфликта на Украине предлагают "немедленно прекратить спираль насилия".

    Тем не менее, в речах Запада появились и "свежие" нотки. Так, "вышеградская четверка" проявила обеспокоенность ролью экстремистских группировок в происходящих событиях. В интервью агентству "Рейтер" сотрудники аппарата Конгресса сообщили, что обсуждали с администрацией президента Барака Обамы возможность введения санкций не только в отношении представителей украинской власти, но также оппозиционеров. Похоже, Вашингтон оценил отчеты, которые регулярно делают американскому руководству должностные лица на Украине по ситуации в стране. В то время как оппозиция, напротив, перестала консультироваться с Белым домом. Во вторник, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС, бывший посол США в Киеве Стивен Пайфер упомянул о санкциях в отношении ближайшего окружения президента Украины, чтобы заставить власти возобновить диалог с оппозицией. Однако дипломат сделал существенную оговорку. Ее смысл заключался в признании важности того, чтобы оппозиционеры в переговорах с властью не перешли черту, после которой любой диалог станет бессмысленным.

    Очевидно, что, отказавшись войти в правительство, отказавшись освободить захваченные административные здания и, наконец, отказавшись от амнистии, лидеры "майдана" все ближе подходят к этой черте. Но нужен ли нынешнему националистическому "майдану" мирный выход?

    В среду вечером еще до того, как стало известно об отказе оппозиции поддержать принятый Верховной радой закон об амнистии, митингующие приступили к формированию так называемой "национальной гвардии" из представителей "самообороны майдана", казаков и "Правового сектора". Эта очевидная провокация состоялась в самый разгар переговоров в Раде и вновь продемонстрировала: оппозиция стремилась не к компромиссу, а к полной капитуляции действующей власти. И не рассматривала иных вариантов соглашения. "Было возможно только одно - амнистия без всяких условий, и мы это обговаривали. Амнистия в обмен на освобождение админзданий неприемлема", - подтвердил занятую в Раде позицию оппозиционеров депутат от партии "Батькивщина" Андрей Парубий. Он же - самоназначенный комендант лагеря на "майдане".

    Во Львове на похоронах ветерана дивизии СС "Галичина" присутствовавшие на мероприятии местные чиновники надели фашистскую форму. Стоит ли после этого удивляться, что нынешние "защитники европейских ценностей" с западных областей Украины рисуют на киевских баррикадах свастики, а обслуживающие их униатские священники призывают вешать в лесу "китайцев, негров, жидов и москалей".

    С ними предлагают президенту Януковичу договариваться западные политики? О чем? Кого вешать в первую очередь? Или о том, как сделать идеологию последователей Бандеры государственной на Украине? Похоже, перспектива прихода националистов к власти на волне либеральных протестов беспокоит и Вашингтон. Представитель Госдепартамента США Джен Псаки сформулировала критерии, которым, по мнению американского руководства, должно соответствовать новое правительство Украины. Помимо оздоровления экономики от кабинета требуется  "отвечать чаяниям народа на европейское будущее". Если в этом правительстве не окажется представителей оппозиции, тем более ее радикальной части, Белый дом возражать не станет. Ведь главным остается совсем иное - подписание договора об ассоциации Украины с Евросоюзом. Это то, ради чего затевался "майдан".

    Пока же в центре Киева сохраняется хрупкое перемирие. Но очевидно - это лишь временное затишье. Вернувшись из Рады, Виталий Кличко предупредил власти, что принятый закон об амнистии "повысит температуру в обществе". Похоже, на такое развитие событий рассчитывали оппозиционеры, чтобы подогреть своих сторонников на новые выступления.

    Согласно принятому депутатами документу, в течение двух недель должны быть разблокированы автодороги и административные здания. Исключение составляет значительная часть территорий, уже занятых протестующими в Киеве, включая Дом профсоюзов и Октябрьский дворец, "майдан" и Крещатик. В случае несоблюдения этих условий оппозицией амнистия отменяется.

    Но что произойдет тогда? Введение чрезвычайного положения, против которого выступает значительное число депутатов и представителей бизнес-элиты? Масштабные аресты экстремистов, как, например, поступили в Запорожье, где по решению суда координатор местного "майдана" и глава местной организации "Свобода" оказались в электронных браслетах под домашним арестом? Столкновения экстремистов с милицией и новые попытки захвата государственных учреждений?

    "Президент понимает радикальную часть митингующих, с которой уже ведет лично переговоры, ведь лидеры оппозиции явно не в состоянии отвечать за их действия", - утверждал депутат от Партии регионов Владимир Олейник. Возможно, это новый поворот в украинских событиях - ранее не поступало сведений о прямых контактах главы государства с представителями "Правого сектора".

    Не сумев найти компромисс по ключевому законопроекту об амнистии в Верховной Раде, "майдан" и власти замерли в тревожном ожидании грядущих событий. Обе стороны понимают, чем чреват первый необдуманный шаг и какими непредсказуемыми могут оказаться его последствия. А на Западе с какой-то заунывной обреченностью продолжают призывать украинцев к диалогу, не уточнив, кто может в сложившейся ситуации стать участником переговоров между властями и оппозицией и впоследствии нести ответственность за реализацию принятых решений.

    Поделиться