28.01.2014 09:08
    Поделиться

    Как Поллок создавал свои картины

    28 января 1912 года родился американский художник Джексон Поллок, идейный вдохновитель абстрактного экспрессионизма, прозванный современниками Джеком Разбрызгивателем.

    Рискуя навлечь на себя гнев искусствоведов, смеем утверждать, что Поллок - родоначальник всего современного искусства, точнее, той его части, что базируется на акционизме. И причина тому - его уникальная техника, благодаря которой он прославился на весь мир, а его работы попали в число самых дорогостоящих. Но давайте обо всем по порядку.

    Капля за каплей

    Джексон Поллок начинал свой творческий путь достаточно традиционно. Как говорил другой гений XX века - Сальвадор Дали - впрочем, отзывавшийся о Поллоке неоднозначно, - учился рисовать и писать как старые мастера, а затем действовал по своему усмотрению. Джека Разбрызгивателя незаслуженно обвиняли в дилетантстве. Впрочем, это мнение характерно для критиков многих произведений XX века начиная "Черным квадратом". Учебные наброски Поллока начала века говорят о том, что художник старательно изучал технику, принципы анатомии. Но, как и всякий другой гений, в конце концов нашел свой неповторимый путь.

    Исследователи творчества Поллока говорят, что ранние его работы вдохновлены мексиканской живописью начала 1930-х годов - так называемым мурализмом. Здесь можно упомянуть Хосе Ороско. Учителем Джексона Поллока в свое время выступил американский художник Томас Харт Бентон. "Важно подчеркнуть, что в творчестве мексиканских муралистов и американских регионалистов Поллок на первое место ставил именно формальные (или формалистические) изыскания. При первых столкновениях с их творчеством его ошеломила та свобода, с которой Бентон и Ороско обращались с пространством и композицией, размах, особый ритм, мощь, героизм, эмоциональный накал их росписей. Открытия, которые сделал Поллок во время сотрудничества с одними из самых талантливых представителей актуальнейших направлений в искусстве США и Мексики 1930-х годов повлияли на развитие уникального живописно-пластического языка и спустя годы воплотились в его лучших полотнах", - пишет исследователь творчества Поллока Ольга Ярцева.

    Также на знаменитую технику мастера оказала влияние песочная живопись индейцев. В связи с этим легендарный искусствовед Клемент Гринберг называет Поллока "очень американским" художником.

    В конце 30-х годов Поллок совершает еще один шаг, сказавшийся впоследствии на его творчестве значительным образом. Он пытается с помощью психоанализа решить свои проблемы с алкоголизмом. Юнгианские идеи впоследствии находят отражение в его работах, поскольку психоаналитики пытаются вылечить его с помощью занятий искусством.

    В начале 40-х Поллок женится на художнице Ли Краснер, вместе они переезжают в новый дом, где он обустраивает мастерскую и начинает свои эксперименты с краской, буквально вылившиеся в новую технику.

    Метод "капельной живописи" возник в творчестве Поллока в 1947 году. Он перечеркнул заповеди станковой живописи, отказавшись от мольберта. В одном из интервью он говорил: "My painting does not come from the easel (…) On the floor I am more at ease". Даже не знакомый с английским языком читатель заметит здесь музыку слов, в которой слово "easel" ("мольберт") противопоставляется понятию легкости, простоты и непринужденности ("ease").

    Корабль дал течь

    Свою технику сам художник обозначил как "dripping". Если следовать точности перевода, то это такой способ нанесения краски, когда жидкость свободно стекает каплями на холст. Новые времена требуют новых техник, объяснял свой порыв Поллок.

    Холстом для Поллока начинает служить весь мир, а в качестве его отражения - любая твердая и, что немаловажно, большая поверхность. Современники вспоминают, как художник раскладывал на полу гигантский холст и начинал буквально танцевать вокруг него, позволяя краске свободно течь. Впоследствии он использовал даже специальный черпак для того, чтобы рисовать по своему усмотрению. В ход шли не только кисти и краски, но и песок, палки, собственные руки, ножи, осколки разбитого стекла. Чистая, незамутненная условностями страсть. Жизнь, как она есть в своей первозданной дикости. Кстати, параллельно художник практически отказывается от названий своих картин, просто нумеруя их. Здесь в со-творчество вовлекается и зритель, видя не то, что хотел сказать автор, а "обнаженную живопись", по меткому выражению самого Поллока.

    Хаос рождает танцующую звезду

    И в творческом методе - самая большая загадка Поллока. Сосуществование в одном действии хаоса и предопределенности. Искусствоведы говорят, что живопись Поллока - точнее, сам акт ее создания - сродни шаманизму. Это мистическое, почти ритуальное действо, в котором рождается шедевр. Художник буквально камлает над холстом, обращаясь как к собственному подсознанию, так и к тому, что Фрейд называл "бессознательным", Юнг - "архетипом". Он мастерски погружался в состояние мистического транса, открывая нараспашку как собственные двери восприятия, так и зрителя, становясь проводником необузданной и дикой творческой энергии.

    В своих интервью он утверждал, что не отдает себе отчета в том, что делает, целиком погружаясь в область бессознательного. Фотограф Ханс Немат сделал серию снимков мастера за работой: действия Поллока напоминают либо ритуальный танец, либо повадки хищника на охоте. И здесь - истоки того самого акционизма, о котором мы говорили в самом начале.

    Параллельно с этим сам Джексон Поллок уверял, что никакой случайности в его картинах нет. "No chaos, damn it!" - возмутился как-то художник, и это его утверждение было впоследствии многократно процитировано. Да, черт побери, никакого хаоса здесь нет. Интернет изобилует видеоуроками на тему того, как создать Поллокоподобное полотно, расстелив на полу кусок холста и облив его красками от души. В лучшем случае, такие шедевры напоминают тарелку спагетти болоньезе.

    Поделиться