27.01.2014 14:13
    Поделиться

    В Зальцбурге открылся фестиваль "Неделя Моцарта"

    День рождения величайшего композитора всех времен и народов отмечается в его городе традиционным фестивалем; он длится одиннадцать дней. "Неделя Моцарта" не так хорошо известна в мире, как летний Зальцбургский форум, хотя и не менее представительна: ее участники почти без исключения - исполнители мирового класса.

    На этот раз среди них пианисты Даниэль Баренбойм, Андраш Шифф и Фазиль Сай, скрипачи Рено Капюсон, Джошуа Белл и Алина Ибрагимова, дирижеры Рене Якобс, Пааво Ярви, Робин Тиччиати и многие другие. Постоянный гость фестиваля также - дирижер Марк Минковский; с прошлого года форум проходит под его художественным руководством.

    "Неделя Моцарта" существует с 1954 года; в течение десятилетий здесь звучал репертуар XVIII-XIX столетий, уступая место более позднему лишь иногда. В 2004 году фестиваль возглавил Штефан Паули - энергичный и амбициозный менеджер. Понимая, что в год 250-летия Моцарта мир будет перекормлен его музыкой, Паули стал искать пути к последующему преодолению этого избытка и усилил присутствие в программах музыки ХХ века. Так после юбилейного 2006 года "Неделя Моцарта" стала предлагать слушателям самые неожиданные сочетания. В одном вечере с Моцартом соседствовала Губайдулина, в другом - Веберн, Пуленк и Бетховен, в третьем - Шенберг, Булез и Берио, а среди участников появилось больше исполнителей современного репертуара.

    Идея синтеза эпох оправдала себя, сообщив "Неделе Моцарта" ее истинный смысл: город и день рождения Моцарта - идеальная точка в пространстве и времени для встречи самой разной музыки. Французский пианист Пьер-Лоран Эмар, один из постоянных участников фестиваля, говорил по этому поводу: "Не думаю, что творчество Моцарта напрямую связано с музыкой последних десятилетий, оно скорее присутствует здесь как фон, как точка отсчета. Речь не идет о том, чтобы продемонстрировать прямое влияние Моцарта на Лигети, Мессиана или Кейджа. Речь лишь о том, чтобы обновить здешнее культурное пространство, которое все еще достаточно консервативно, хотя потенциал его огромен. И делается это исключительно разумным способом". Результатом этой работы стали изысканные программы, объединенные многочисленными связями, когда один концерт так или иначе являлся комментарием к другому.

    После нескольких лет эксперимента - еще до того, как Паули уступил свой пост Минковскому - наступила неизбежная реакция: стало больше классики, меньше неожиданных сочетаний. Музыка последнего столетия по-прежнему присутствует в афише, однако с каждым годом все меньше: на этот раз ее представляют лишь полтора десятка сочинений Пярта. Впрочем, сама идея приношения современному композитору-классику - одна из традиций "Недели Моцарта", вызывающих лишь уважение: в прежние годы подобными ретроспективами были представлены творчество Холлигера, Куртага, Булеза, Губайдулиной. Однако теперь это выглядит скорее как спецпроект фестиваля, нежели как неотъемлемая составляющая его программы.

    Марк Минковский не скрывает того, что данной частью афиши занимается директор фестиваля Матиас Шульц, тогда как для Минковского, по его словам, "важнее всего сделать акцент на опере". Свою деятельность во главе "Недели Моцарта" маэстро начал с постановки ранней оперы Моцарта "Луций Сулла". Теперь в центре форума - опера "Орфей и Эвридика" Глюка, поставленная к 300-летию со дня рождения композитора. По инициативе Минковского и Шульца также создан Детский Моцартовский оркестр с участниками от 7 до 12 лет, давший первый концерт год назад. Для юных музыкантов это, несомненно, важный опыт, но слушать их совместную игру без зубной боли было трудно. Возможно, ситуация изменилась за год - узнать это будет можно в последний день фестиваля.

    Главное, что привлекает в "Неделе Моцарта", - обстановка. Основная площадка "Недели" - не гигантский Фестивальный дворец с его сценой, одной из крупнейших в мире, а Большой зал Моцартеума - что-то среднее между Большим и Малым залами Московской консерватории. Если посетители летнего фестиваля стремятся перещеголять друг друга роскошеством костюмов, аудитория зимнего одевается скромнее и ведет себя раскованнее. В программе преобладает камерная музыка; одна из наиболее привлекательных страниц афиши нынешнего фестиваля, наряду с клавирабендами и вокальными вечерам - исполнение всех струнных квинтетов Моцарта. До недавних пор зимний форум не только не уступал летнему в исполнительском качестве, но и превосходил его по части доступности для публики: самые дешевые билеты - от 9 до 25 евро. Теперь их количество падает - все больше билетов по цене от 40 евро и выше. Впрочем, не столько дороговизна, сколько сужение репертуарных рамок фестиваля сокращает его молодую аудиторию.

    Вероятно, это осознает и руководство "Недели Моцарта", поэтому программа следующего форума, объявленная только что, выглядит более интригующе, нежели нынешняя и прошлогодняя. Помимо всех струнных квартетов и скрипичных концертов Моцарта в исполнении Хаген-квартета и Изабель Фауст соответственно, планируется посвятить ряд программ музыке Эллиота Картера: он умер больше года назад в возрасте ста трех лет, однако по живости ума и дерзости идей этот американский композитор давал фору большинству молодых коллег. Самым неожиданным событием программы станет сценическая версия кантаты Моцарта "Кающийся Давид" в постановке Бартабаса и его знаменитого конного театра.

    Поделиться