23.01.2014 23:39
    Поделиться

    Россияне считают, что ЕГЭ не позволяет оценить знания школьников

    Большинство россиян хотят, чтобы в школы снова вернулось выпускное сочинение. Вместо галочек в квадратиках тестов ЕГЭ и куцего "эссе" на двух страничках они готовы рассуждать об образах и героях, идеях и лирике, словом - заниматься литературой, а не играть во что-то вроде морского боя под наблюдением инспекторов: ранен-ранен-убит! Ура, 100 баллов и четырехпалубный линкор!

    Как выяснили социологи Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), процент граждан России - за возвращение нормальных письменных выпускных экзаменов по литературе в форме сочинения. Не хочет этого лишь каждый десятый респондент, а 29 процентов затруднились с ответом. В семьях, где есть школьники, "счет" еще более разгромный, и ЕГЭ побежден "по очкам" в первом же раунде: 66 процентов за сочинение, 11 процентов - против, 23 процента не определили свою позицию.

    Относительно реже (в 57 процентов случаев) высказывались за сочинение молодые люди от 18 до 31 года. Ярые сторонники такого экзамена - россияне от 31 до45 лет, то есть самая экономически активная часть населения страны. Людям старше 60 лет чаще бывало все равно, но зато в этой когорте набралось лишь три процента сторонников ЕГЭ во всей его многоклеточной красе. Особенно наглядно выглядело сравнение ответов россиян, имеющих разный уровень образования. За возврат сочинения в школы выступили три четверти (74 процента) обладателей вузовского диплома. А вот люди со средним общим образованием и ниже явно не хотели лишних проблем: в этой группе поддерживают идею полноценного письменного экзамена только 50 процентов. При том, что в пользу ЕГЭ все равно высказывался лишь каждый десятый. Просто остальные ничего по сути дела сказать не могли или не хотели.

    Почему россияне одобряют возвращение сочинения в качестве выпускного экзамена? Главный аргумент "за" - школьники должны учиться мыслить и обдумывать прочитанное. Так сказали 12 процентов опрошенных. Одиннадцать процентов уверены, что это даст импульс к тому, что "дети хоть читать начнут, наконец". Столько же уверены, что ЕГЭ не позволяет по-настоящему оценить уровень знаний школьников и выдает "случайный результат". Девять процентов полагают, что тренировка умения писать сочинение, а не заполнять тесты способствует грамотности школьников. Да и "ценить русский язык" они станут больше, считают респонденты.

    Для россиян важно, чтобы молодое поколение умело излагать свои мысли. И чтобы не только умело, но еще и имело - эти самые мысли в голове. Сочинение - это творчество, оно позволяет раскрыть таланты и способности молодого человека, не грести всех под одну гребенку. Таково мнение примерно каждого двадцатого опрошенного. Кроме того, по собственному опыту люди помнят, что писать сочинение гораздо проще, чем "натаскиваться" на тесты ЕГЭ. Не последнее дело и ответственность, которую надо проявить при подготовке к такому экзамену.

    Противники возвращения сочинения упирали в основном на то, что в школах и так чрезмерно высокие нагрузки, а несчастные дети еле-еле могут изложить свои мысли и к написанию сочинений просто не готовы. Россияне также предлагали выбрать что-то одно - либо ЕГЭ, либо творческую работу, а не впрягать этих коня и трепетную лань в общую экзаменационную упряжку.

    Кстати, по данным ФОМ, больше чем половине россиян (54 процентам) нравилось писать в школе сочинения, а ненавидела это занятие примерно треть (36 процента). Гораздо чаще способности и любовь к письменному творчеству отмечали у себя женщины (63 процента), чем мужчины (44 процента). Среди прекрасных дам только около четверти (27 процентов) с содроганием вспоминают образы Татьяны или любовную лирику Тютчева, описанные ими на листке в линеечку. Среди мужчин таких героев-мучеников набралось почти половина (47 процентов). Респонденты вспоминали, что им гораздо больше нравилось писать сочинения на свободную тему (26 процентов), чем по мотивам литературных произведений (12 процентов). Еще 16 процентов с одинаковой легкостью справлялись с обеими задачами.

    Какое школьное сочинение россияне уверенно назвали бы хорошим и оценили на "отлично"? Такое, в котором интересно и ярко выражены мысли автора (22 процента), раскрыта тема и доказаны глубокие знания предмета (19 процентов), в построении присутствует логика и точность (18 процентов). Лишь на четвертое место по значимости россияне ставят грамотность школьника (11 процентов), на пятое - способность размышлять и обдумывать прочитанное (10 процентов). Впрочем, это представления скорее теоретические. Школьники, которым приходится сейчас писать сочинения, имеются лишь в каждой пятой российской семье (21 процент). По наблюдениям родителей, больше чем половине из них это занятие дается нелегко.

    Учиться, учиться им еще и учиться. И писать, писать, писать - только не списывать.

    Опрос "РГ"
    Поделиться