21.01.2014 08:50
    Поделиться

    В Воронеже старую промплощадку переделают под арт-кластер

    Региональные бизнесмены заинтересовались идеей "поселить" где-нибудь в промышленном здании Воронежа творческие фирмы и свободных художников, переняв московский или европейский опыт развития территорий.

    Практика показывает, что объекты, подобные знаменитой столичной "Стрелке", имеют не прямое, но заметное влияние на экономику. В ближайшее время потенциальные резиденты воронежского кластера представят инициативной группе свои предложения - нечто вроде публичной оферты.

    Завод для "богемы"

    Недавно ректор воронежской академии искусств, известный продюсер Эдуард Бояков провел группу крупных предпринимателей и чиновников региона по "креативной" Москве. В итоге те прониклись его идеей устроить аналогичный кластер у себя в городе.

    - В мегаполисах легко заметить, как художники влияют на среду, - объяснил Эдуард Бояков. - Я 15 лет наблюдал за Нью-Йорком: еще застал Сохо, когда там были галереи, публика, уличные ресторанчики для "богемы", а через год-два их сменили магазины электроники, телефонов, ювелирных украшений, сами галереи становились все более дорогими. И художники "схлынули" дальше - в Челси. Многие девелоперы начали на этом играть, создавая арт-кластеры: вслед за художниками приходят девушки, за ними - богатые женихи, бизнесмены начинают селиться в новом районе и развивать его. В конечном итоге кофе и фрукты там становятся преступно дорогими, и свободные художники оттуда перекочевывают на новое место. А за богемой тянутся журналисты... и все начинается сначала.

    Принцип прост: креативщики неприхотливы, они осваивают городские "неудобья", делают место модным, что дает толчок развитию смежных бизнесов - от оказания образовательных услуг и индустрии развлечений до строительства элитного жилья.

    - Тема арт-кластеров очень активно обсуждается в Екатеринбурге, Калуге и других городах, которые претендуют на статус инновационных. Город без мечты, без больших амбиций обречен на провинциальность. Поэтому надо думать, как реализовать этот проект в Воронеже, - призвал ректор академии искусств. - "Стрелка" находится напротив храма Христа Спасителя, недалеко от Кремля - и там бесплатное бизнес-обучение, лекции знаковых фигур архитектуры, дизайна и медиабизнеса, открыт ресторан, доход от которого идет на образовательные программы. На "Артплее" - огромном бывшем заводе в районе третьего транспортного кольца - открыли свои бюро примерно 60 процентов архитекторов. Когда на улице с одним ювелирным магазином открывают еще несколько, продажи падают. Когда их становится десять - взлетают. Этот закон синергии действует и в творческих проектах. В Воронеже перспективным рынком может быть IT, компьютерная анимация. Приведу пример: на московской фабрике Станиславского один девелопер построил бизнес-центр, который получил массу международных премий. Там и студия "Дисней", и театр, и жилье. Живые теплые условия привлекают арендаторов, которые платят по самым высоким в городе ставкам.

    Расти "снизу"

    Между тем, когда потенциальные участники кластера и бизнесмены, заинтересованные в появлении такого объекта в Воронеже, собрались, выяснилось: их представления о том, как и кто должен запускать этот процесс, довольно размыты. Выступления представителей арт-агентств, дизайнерских фирм и прочих более или менее креативных проектов можно было бы поделить на два условных блока. Во-первых, звучали характерные для творческих людей жалобы на "непонятость" со стороны властей. Например, даже для того, чтобы поставить в местах проведения массовых мероприятий точки общепита непривычного формата (мобильная кофейня), требуется множество согласований, а иногда не помогают и они. Вывод: чиновники тормозят улучшение городской среды. Во-вторых, были сделаны заявления о готовности арендовать по льготной цене помещения в кластере, когда он наконец появится.

    О том, что конкретно каждая из фирм может предложить для развития территории, почти не говорилось. Зато упоминалась необходимость "импульса со стороны администрации". В то же время президент Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" Илья Осколков-Ценципер подчеркнул, что лучшие мировые арт-кластеры выросли "снизу" и из бюджета они, как правило, не поддерживаются.

    - Не спорю, есть сложности при общении с чиновниками, - согласился мэр Воронежа Александр Гусев, выслушав все претензии к абстрактным представителям власти. - Но эти трудности преодолимы. Надо быть готовыми не только просить и требовать, но и отдавать, предлагать что-то реально востребованное жителями. За бюджетные деньги мы должны изменить облик Воронежа, но не путем возведения архитектурных шедевров, а путем устранения безобразий - на фасадах и тротуарах. Важность кластера я признаю, однако скажем сразу: финансирования из казны не будет, а административную поддержку мы обеспечим.

    Что до выбора площадки, то - в теории - годится комплекс любого старого завода, который либо обанкротился, либо выведен за пределы города. Полузаброшенных территорий и зданий в центре Воронежа в 1990-е образовалось немало. Однако девелоперы не дремали и выкупали их, кое-где уже построены торговые и бизнес-центры, жилые дома. Сохранились пока старинное здание ликероводочного завода на Кольцовской, промплощадки на улицах Кирова и Некрасова, с улицы 9-го Января съехал "Воронежсельмаш", на Московском проспекте уцелел комплекс бывшего экскаваторного. Правда, все они имеют частных владельцев, чьи планы могут расходиться с мечтами местной "богемы".

    Принцип прост: креативщики осваивают городские "неудобья" и делают место модным

    - На многих заводских участках уже выросли безликие высотки, - отметил руководитель облдепартамента архитектуры и строительной политики Олег Сумин. - Люди сетуют: мол, непродуманная градостроительная политика лишила город многих возможностей для развития. Сегодня мы вынуждены признать, что этой политики просто не было. Во время посещения "Стрелки" мы договорились со специалистами о совместной работе над мастер-планом развития города - на 10-20 лет вперед. Поверьте, мы тоже переживаем из-за "каменных мешков". Будем исправляться.

    Цанговый патрон

    Совладелец активов бывшего экскаваторного завода Андрей Романенков выслушал рассуждения об алчных собственниках промплощадок и приносящих косвенную выгоду резидентах-художниках и счел нужным вмешаться:

    - Продать здания и землю в Коминтерновском районе, которые мы с партнерами из Санкт-Петербурга выкупили на свободном рынке, можно за полгода. Желающих море. Нам не раз предлагали эту территорию застроить - и точечно, и системно. Но у нас желания не было. Мы хотели оценить перспективу. Раньше я склонялся к варианту возвести там жилье и чем-то его "разбавить". После поездки в Москву пересматриваю свои взгляды. Знаете, многие предприниматели инвестируют в какие-то коллекции. Мы вот с братом собираем и восстанавливаем раритетные автомобили. И нам не чужда идея выставочного центра, где их можно было бы демонстрировать, мы это с облправительством обсуждаем. То есть творческие проекты бизнес-сообществу в принципе интересны, но надо их более четко прорабатывать.

    Рассматривался и такой привлекательный своей загадочностью объект, как Воронежская атомная станция теплоснабжения (ВАСТ) в Шилово. Более 20 лет назад ее строительство свернули, само сооружение охраняется, но реалистичных предложений по его использованию нет. За то, чтобы ВАСТ отдали художникам, высказывались некоторые специалисты, в том числе иностранные, но помимо тонкостей с использованием некогда секретного объекта есть и очевидное нежелание малого арт-бизнеса уходить на "задворки".

    По мнению совладельца мебельного холдинга, поддерживающего в городе ряд творческих проектов, Геннадия Чернушкина, не стоит упираться в поиск одной площадки.

    - Их должно быть много. Встроенная конкуренция только усилит креативный бизнес, - отметил он. - Кластер - это не здание, это продукт на выходе. Усилия трех сторон (власти, бизнеса, арт-сообщества) должны работать как цанговый патрон, в который сверло зажимается все сильнее и сильнее. Кластер - это инструмент для изменения того уровня культуры, который у нас есть в цивилизации вообще и в России в частности. От движения по наклонной - к повышению сложности среды и поиску смыслов.

    Прямая речь

    Владимир Астанин, вице-мэр Воронежа по градостроительству:

    - У нас очень многое в городе происходит от общего невежества и необразованности. Пока владельцы промышленных зданий не увидят для себя реальную выгоду от создания там кластера, эти территории обречены на застройку плотными рядами. Так что главное - просвещение бизнеса. По-моему, мы не доросли до творческого кластера. Если его сейчас затевать - процесс будет идти "сверху", по команде и плохо.

    Поделиться