22.01.2014 23:07
    Поделиться

    В прокат вышел "Спасти мистера Бэнкса" - история о Диснее и Мери Поппинс

    "Спасти мистера Бэнкса": умная сказка с прекрасными актерами
    Писатели часто противятся экранизации своих книг: они уверены, что знают своих героев в совершенстве, и боятся, что киношники все исказят и испортят. Так, всю жизнь судился с режиссерами автор малоизвестного рассказа "Иван" Владимир Богомолов, хотя фильм "Иваново детство" как раз и обессмертил его творчество. Новый фильм студии "Дисней" "Спасти мистера Бэнкса" - о том, как великий аниматор уговаривал писательницу Памелу Трэверс продать ему права на экранизацию книг о Мери Поппинс.

    Переговоры шли двадцать лет, и в фильме взят их финальный эпизод - когда Трэверс прилетает в Лос-Анджелес и в конечном итоге сменяет гнев на милость. Сегодня ее упорство выглядит необъяснимым упрямством: Мери Поппинс стала известна планете именно после диснеевского мюзикла. Фильм берется объяснить природу этой строптивости.

    Картина снята режиссером Джоном Ли Хэнкоком, известным по "Невидимой стороне", в традициях диснеевской студии - то есть для всех возрастов и с непременным светом в конце туннеля. Свет особенно удался: к финалу сердце переполняется ощущением наступившего счастья и любовью ко всему сущему. Кроме того, картина вызывает непреодолимое желание срочно пересмотреть любимый мюзикл с Джули Эндрюс и незабываемой песенкой про "Суперкалифрагилистикэкспиалидошес", которая особенно возмутила Памелу Трэверс. Фильм весьма эффективен как реклама: снят к полувековому юбилею знаменитой ленты о Мери Поппинс, и вместе с ним студия выпускает оцифрованный вариант старого шедевра. Картина пользуется изрядным успехом, имеет высокие рейтинги, а исполнители главных ролей Том Хэнкс и Эмма Томпсон вошли в число сильных претендентов на "Оскара".

    В искусстве интереснее всего сшибка характеров. А характеры здесь знаменитые: гениальный художник и не менее гениальный бизнесмен Дисней против автора обожаемой им книги - напрочь лишенной чувства юмора сушеной рыбы - Памелы Трэверс. Прилетев в Лос-Анджелес, чтобы лично проинспектировать сценарий будущего фильма, она заранее раздражена всем, что видит: она не хочет, чтобы в фильме были песенки, не терпит анимацию и красный цвет. Она ставит условия, для Диснея неприемлемые, и коса ежеминутно находит на камень. Следить за этим смешно и грустно, потому что мы уже знаем, какой роскошный фильм сделает Дисней, и сколько людей, посмотрев его, станут чуть счастливее.

    Но студия изменила бы своим традициям, если бы не попыталась понять, отчего рыба - сушеная, отчего создательница прелестной сказки столь сурова и непреклонна. И нас переносят в Австралию начала ХХ века, в детство писательницы Памелы Трэверс, когда она была еще восьмилетней Хелен Гольф, одной из дочек сильно пьющего, но фанатически любящего ее банковского служащего (Колин Фаррелл). Отцовская романтическая вздрюченность, его неуемные фантазии отпечатались в ее сознании на всю жизнь и стали основой ее сказок. Их персонажи таким образом стали для нее подобием священных талисманов, хранилищем ее детской памяти, и никаких посягательств на них она не допустит. Сама мысль о том, чтобы Мэри Поппинс принялась танцевать с нарисованными пингвинами, кажется ей надругательством над чем-то глубоко личным. Легко и артистично углубляясь в темные пучины подсознания, фильм становится многослойным и адресуется зрителям всех возрастов: каждый найдет в картине свой уровень, ему интересный и способный его взволновать.

    Актеры - восхитительны. Эмма Томпсон чуть отстранена от своей героини и над ней слегка иронизирует, но ее понимает и ей сочувствует. Ее Памела раздражена сразу всем, но хочет быть великодушной, ей нужна какая-то опора, и она выбирает на эту роль приставленного к ней говорливого шофера (отличная роль Пола Джиаматти). Героиня обретает искомую сложность: с нее постепенно сходит заморозка, она оттаивает, как Кай в "Снежной королеве", и даже, вопреки реальным фактам, проливает слезу в кинозале на премьере, которой так опасалась. Путешествие на эту премьеру из Лондона в Калифорнию в фильме обставлена почти как поездка Золушки на бал: и героиня, и зрители предвкушают волшебное превращение сушеной рыбы в существо живое и чувствующее, жаждущее понимания и счастья. Житейскую и, в сущности, биографическую историю фильм подает в традициях волшебной сказки - и оказывается гораздо ближе к истине, чем иные серьезные "байопики". Предсказуемость событий, столь нелюбимая снобами, - на самом деле залог успеха. Это доказывает вся практика кинематографа: зритель аплодирует неизбежной победе добра.

    Давно не был так хорош Том Хэнкс - он совершенно перевоплотился в голливудского кудесника, волшебным образом соединившего несоединимое - романтику и бизнес, сделавшего коммерцию способом доставить людям радость. Дисней здесь прежде всего изумительный психолог, проницательный и терпеливый, готовый многое снести ради осуществления своей мечты, и его дуэль с Памелой Трэверс - увлекательная многоходовая игра, подобная той, что вел шекспировский Петруччо с неприступной Катариной в комедии "Укрощение строптивой": она изобретательна, умна и в высшей степени остроумна.

    Фильм отлично стилизован под 60-е годы с их хлыщеватым кинобизнесом и гремучей смесью романтизма с простодушным цинизмом. И когда два набриолиненных субъекта, вызывающих ярость писательницы одним своим видом, садятся за рояль и оказываются легендарными братьями Робертом и Ричардом Шерман - создателями легендарных мелодий к "Мэри Поппинс", мы еще раз убеждаемся, из какого сора растут стихи. И становимся чуть великодушнее.

    Поделиться