20.01.2014 23:43
    Поделиться

    Налоговики в 2014 году займутся сдерживанием "бегства капитала"

    В плане налогового администрирования основным трендом 2014 года, равно как и 2013-го, станут налоговые и иные меры по противодействию "бегству капитала", его возврату из иностранных юрисдикций.

    Действительно, в условиях, когда отток средств из фондов, инвестирующих в Россию, за последнюю неделю декабря составил порядка 25 млн долларов, дефицит федерального бюджета составляет 0,6% ВВП, а рост промышленного производства застыл практически на нулевой отметке, дополнительные налоговые поступления государству искать нужно. Вопрос в другом: какими налоговыми инструментами это будет достигаться и какое влияние окажут такие решения на настроения инвесторов и общий деловой климат?

    Как известно, минфин сейчас разрабатывает поправки в законодательство в части введения понятий "бенефициарный получатель дохода", "контролируемая иностранная компания", "налоговое резидентство корпораций" и пр. Кроме того, планируется обязать компании, не раскрывшие своих бенефициаров, платить 30% налога с дохода от облигаций и с дивидендов. Эти предложения могут противоречить международным соглашениям России, в которых прописаны другие ставки.

    Полагаю, что в 2014 году Россия продолжит работу в Группе разработки мер борьбы с отмыванием денег (FATF), продолжит и, возможно, завершит переговоры о членстве в ОЭСР (в 2011 году РФ присоединилась к Конвенции ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках, однако до сих пор не ратифицировала этот документ). Можно предположить, что отчасти на российскую практику в 2014 году будут "примеряться" положения "Base Erosion and Profit Shifting" (документа ОЭСР по вопросам размывания налоговой базы и вывода прибыли в низконалоговые юрисдикции).

    Вместе с тем сейчас экономики США и Европы, видимо, проходят нижнюю точку "бизнес-цикла" и экономического спада. Пока они были "внизу", капитал уходил в более доходные места, а в 2014 году может начаться его активная репатриация. Для России на фоне планируемого ужесточения налогового режима в этом есть определенная угроза. Полагаю, что сбалансированность налоговой системы в 2014 году нужно обеспечивать в том числе путем улучшения администрирования налогов, искоренения случаев "потерь" бюджетных доходов, увеличения неналоговых доходов от эффективной приватизации.

    Как известно, основные векторы развития налоговой системы определяются в Основных направлениях налоговой политики на соответствующий период, разрабатываемых минфином. У ТПП РФ есть ряд пожеланий к содержанию "Основных направлений" до 2017 года. Желательно, чтобы до внесения в кабмин документ прошел ряд публичных слушаний в Открытом правительстве и на площадке крупнейших предпринимательских объединений, включая ТПП России. Нужно отразить отдельным разделом, какие положения предыдущих "направлений" не были реализованы и по каким причинам. Это придаст определенную ясность проводимой налоговой политике и правильно сориентирует бизнес.

    Кроме того, следует "увязать" Основные направления до 2017 года с положениями дорожной карты АСИ "Совершенствование налогового администрирования", принять во внимание позицию в отношении реализации Плана действий ОЭСР по BEPS (Саммит G20 в Санкт-Петербурге, 5-6 сентября 2013 г.). Также нужно включить в документ раздел "налоговые условия ведения предпринимательской деятельности".

    В 2014 году необходимо гармонизировать налоговое законодательство стран - участниц Таможенного союза, заимствовать прогрессивный опыт наших соседей. К примеру, в НК Казахстана есть отдельный раздел "Управление налоговыми рисками", и инспектор, назначая проверку, должен сослаться на один или несколько из 12 критериев, содержащихся в Кодексе, а не в подзаконном акте.

    В 2014 году будет продолжен мониторинг эффективности налоговых льгот. При этом в процессе такой "ревизии" важно, не отказываясь от эффективных, реально работающих на экономику и производство льгот, предложить дополнительные инструменты налогового стимулирования. Президент РФ в своем Послании к ФС РФ предложил распространить "налоговые каникулы" для инвестиционных проектов на всю территорию Сибири и Дальнего Востока. Полагаю, что этот законопроект будет в числе налоговых приоритетов 2014 года. Кроме того, идея налоговых каникул для начинающих предпринимателей начнет приобретать вполне реальные очертания. Отдельным регионам предоставят право устанавливать нулевую налоговую ставку в рамках патентной или упрощенной системы налогообложения в отношении впервые зарегистрированных ИП и малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах на первые два года.

    Какие еще меры следует рассмотреть при формировании и реализации налоговой политики в 2014 году и на среднесрочную перспективу? По налогу на прибыль организаций следует предусмотреть целевую налоговую льготу, которая позволяла бы налогоплательщикам уменьшать облагаемую прибыль на сумму фактически произведенных затрат на финансирование капвложений. Целесообразно дополнить НК РФ закрытым перечнем амортизируемого имущества, стоимость которого должна учитываться при расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества, при определении доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения. Следует разрешить относить расходы на проценты по кредитам и займам на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций без ограничений.

    В сфере инновационного развития рекомендуется установить дифференцированный подход при налогообложении применительно к предприятиям обрабатывающей, производственной сфер, выпускающих наукоемкое оборудование, наноматериалы и изделия с их использованием.

    Кроме того, надо рассмотреть вопрос освобождения от налога на имущество новых производственных мощностей на срок до 3 лет после сдачи их в эксплуатацию. А также предоставить льготу по земельному налогу для вновь создаваемых объектов, производств и не взимать налог с площадей, на которых размещены производственные мощности, в первый год освоения, и ввести пониженную ставку налога в последующие два года.

    Полагаю, что только разумный симбиоз фискальных и стимулирующих налоговых решений, тонкая настройка налоговой системы, совместные консультации фискальных служб и бизнеса позволят найти оптимальные налоговые решения и преодолеть экономическую стагнацию, которая наметилась в последнее время.

    Дмитрий Фадеев,

    заместитель председателя Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства Торгово-промышленной палаты РФ

    Поделиться