14.01.2014 23:49
    Поделиться

    После праздников ожидается снижение цен на мясо и колбасу

    Зимой мы становимся особенно зависимы от импортных поставок овощей. Потому и цены на них растут быстрее. Но уже осенью 2014 года ситуация может измениться в лучшую сторону, сообщила "РГ" директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

    А года через три в достатке и по гуманным ценам появится и своя мраморная говядина. Пока доля импорта здесь составляет почти сто процентов, а по всему мясу доходит до 23 процентов.

    Елена Борисовна, значит, пока овощи нас не порадуют? И цены на них продолжат взлет, как две предыдущие зимы? В прошлом году вроде урожай был хороший.

    Елена Тюрина: На нашем рынке есть проблема дефицита мощностей по хранению овощей. И до весны мы сможем сохранить не все объемы произведенной овощной продукции. Именно с этим связан рост импорта овощей и фруктов в зимний период. И вместе с ним - рост цены.

    Так что до лета мы будем видеть сезонное подорожание фруктов и овощей. Пока не поступит в продажу продукция местного производства.

    Также рост цен на импортную овощную продукцию будет соответствовать увеличению курса иностранных валют к рублю. Это тоже достаточно важный инфляционный фактор. Плюс мы увидим опережающий рост цен на овощи открытого грунта. Речь идет о "борщевом наборе" - картофеле, моркови, свекле, капусте, луке. В прошлом году действительно был хороший урожай, но уборка проходила в дождливый период и срок хранения этих овощей будет намного меньше.

    Ощутимый рост цен на них мы увидим уже где-то с февраля.

    Мясо-то хоть не разочарует?

    Елена Тюрина: Если говорить про мясную группу продуктов, то там цены после новогодних праздников традиционно снижаются. Особенно в период поста, когда спрос на эту группу товаров падает. Именно в этот период оптовые цены относительно новогоднего пика сокращаются примерно на 5-10 процентов. В рознице мы видим как минимум стабилизацию. Резко падает спрос, и чтобы держать продажи на каком-то уровне, магазины "спускают" цены.

    Это и колбасы касается?

    Елена Тюрина: Нет. Все это касается именно мяса. С колбасой отдельная история в этом году. Впервые за много лет в России снизилось производство колбасных изделий. Это говорит о том, что рынок очень высоко насыщен. И здесь можно говорить о некотором снижении цен только на качественную продукцию, которая пользуется меньшим спросом. Основные объемы потребления приходятся на средний ценовой сегмент - 300-400 рублей за килограмм. А у нас есть продукция - 500-800 рублей за килограмм. Я жду, что цены на нее снизятся. А продукция среднего ценового сегмента после поста подорожает.

    Представители молочной отрасли уже бьют тревогу - дефицит сырого молока. Как это скажется на потребителе?

    Елена Тюрина: Общий объем производства молока достаточен для обеспечения наших потребностей. Однако у нас всего лишь 40-45 процентов молока производится сельхозпредприятиями. Речь идет о товарном молоке, которое соответствует требованиям переработчиков. Остальные объемы производятся в хозяйствах населения и в небольших фермерских хозяйствах. Поэтому переработчики испытывают дефицит товарных партий молока-сырья стандартного качества. Молока не хватает именно для переработки.

    Это значит, что будут дорожать йогурты, творожки и так далее?

    Елена Тюрина: Я думаю, да. Это связано, во-первых, с дефицитом молока-сырья. Во-вторых, с тем, что это сегмент, где можно еще ожидать увеличения потребления. Потому что это продукты низкой стоимости. И снижение уровня доходов населения не ведет к резкому ограничению потребления этих продуктов.

    Если сейчас баночка йогурта стоит порядка 20 рублей, она подорожает раза в полтора?

    Елена Тюрина: Она за прошлый год выросла с 15 до 20 рублей. Рост - 20-30 процентов. В этом году, я думаю, порядка 15 процентов роста можно ожидать. Потому что дальнейшее увеличение цены уже приведет к снижению потребления. Есть определенный потолок цены, после которого потребитель снижает потребление отдельного продукта.

    Такой рост будет по всему перечню "молочки"?

    Елена Тюрина: Думаю, да. Посмотрите, год назад средняя цена на молоко была 40 рублей, сейчас - 46. Но здесь еще какая ситуация? Есть дефицит молока и нет предпосылок увеличения его производства для промпереработки. Я думаю, эта ситуация будет продолжаться в 2014 году. Хотя сейчас есть крупные молочные проекты замкнутого цикла. Строятся новые молочные фермы, молоко с которых будет поступать сразу для промпереработки. Но в 2014 году эти проекты еще не выходят на плановые мощности.

    Куда же идет молоко, которое производят мелкие хозяйства?

    Елена Тюрина: Оно не всегда идет на переработку, потому что может не соответствовать требованиям переработчиков. Ситуацию на рынке "делают" наши крупные производители, лидеры рынка, которые имеют филиалы в разных регионах. Молоко у небольших фермеров закупают производители в регионах. Но они в меньшей степени влияют на ситуацию на рынке.

    Можно сказать, что молока, которое мы пьем, нам в этом году хватит?

    Елена Тюрина: То молоко, которое мы пьем, - это тоже продукт переработки. Все молоко, которое мы пьем, покупая в пакетах, - это все промышленно переработанное. Фермерское молоко - молоко в баллонах, нерасфасованное. Для того чтобы оно было расфасовано и продано в рознице, оно должно быть закуплено у фермера или же у населения только после проверки его качества по жирности. И должно поступать на переработку в охлажденном виде. Далеко не все фермеры, особенно население, имеют такую возможность.

    Какая-то безрадостная картина. Вы говорили, у нас собственное производство растет. Когда это скажется на рынке?

    Елена Тюрина: К следующей зиме, думаю, можно ожидать улучшения ситуации на рынке овощей. Потому что в 2013 году мы зафиксировали рост инвестиционной активности по строительству овощехранилищ.

    Значит, можно надеяться на увеличение предложения российской продукции. Тем самым мы снизим зависимость от импорта, особенно в зимне-весенний период, и колебаний курсов валют, которые тоже сильно влияют на стоимость продукции. Думаю, мы сможем избегать таких серьезных колебаний на овощном рынке с конца следующего года.

    От импорта мы по многим позициям зависим?

    Елена Тюрина: По овощам в зимний период зависимость от импорта составляет процентов 40. В летний - овощи практически не импортируем. Может, процентов пять. В среднем получается около 20 процентов.

    По мясной группе доля импорта снижается. По птице это около 10 процентов. Притом что в двухтысячных было в районе 60 процентов. Большинство птицы тогда завозилось из США. По свинине мы сейчас приближаемся к показателю 12 процентов импорта. Он сократился с 40 процентов примерно за десятилетие.

    По говядине ситуация лучше пока не становится. Импорт держится на уровне около 22-23 процентов. Производство пока не растет. Но у нас объявлена программа развития мясного животноводства. Это позволяет ожидать роста производства. Причем качественной говядины. И мы уже в этом году видим несколько достаточно крупных проектов по производству мраморной говядины. Правда, это мясо поступит на рынок не раньше чем через три года. Потому что достаточно долгий период откорма и формирования поголовья и стада.

    У нас есть мраморная говядина?

    Елена Тюрина: Есть, но мало. С выходом этих крупных проектов на полную мощность, я думаю, импортную мраморную говядину мы сможем заместить на рынке. Причем качественным охлажденным продуктом.

    А что будет с яйцами? В конце года они наделали много шума.

    Елена Тюрина: Я специально посмотрела ситуацию в регионах. В целом по России у нас рынок насыщен. Внутреннее производство обеспечивает потребление. Но если мы посмотрим по отдельным регионам, то увидим дисбалансы. Дефицит яйца у нас в основном на юге. Особенно в Северо-Кавказском федеральном округе. Рост цен там был самым высоким. Внутреннее промышленное производство яйца не обеспечивает потребности этих регионов. Опять-таки нужно учитывать, что летом там достаточно большой наплыв отдыхающих и спрос растет.

    Это связано с плохой логистикой?

    Елена Тюрина: В этих регионах как раз дефицит мощностей по производству. В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу и по отдельным регионам Южного федерального округа. В центре страны у нас перепроизводство. Но в этих регионах опять-таки дефицит складов по хранению скоропортящихся продуктов. То есть нужно продавать буквально с колес. Так что в том числе дело и в логистике.

    Я считаю, в этих регионах перспективно развивать собственное производство. Себестоимость там будет ниже, так как климатические условия позволят снизить затраты на содержание птицы в зимний период. Климат более теплый, чем в центре и на севере. В Северо-Западном федеральном округе - наоборот, излишек предложения. У нас неравномерно распределены производственные мощности птицефабрик.

    Производители яиц объясняют рост сезонным фактором. Якобы яйца всегда осенью дорожают, а потом дешевеют. А после Пасхи и летом и вовсе обвал. Цена растет в пределах продовольственной инфляции?

    Елена Тюрина: Такого скачка даже в рознице я не помню, чтобы за два месяца цена выросла на 20 процентов. Всегда более плавный рост был. Я думаю, пока сохраняется такой географический дисбаланс в отрасли, цены будет время от времени лихорадить.

    То есть географический баланс - главное?

    Елена Тюрина: Основные факторы, которые влияют на формирование цен на рынке, - это баланс производства и потребления, доля импортной продукции и покупательная способность населения. В целом у нас на рынке продовольствия отмечается увеличение производства. Это можно говорить и по мясной группе, и по зерновым, и по овощам.

    Конечно, есть нюансы. Например, объемы импорта снижаются непропорционально приросту производства. Рост производства мясной продукции опережает темпы сокращения импорта. Идет увеличение ресурсов российских производителей и растет конкуренция между ними. А рост внутренней конкуренции ведет к тому, что производитель вынужден снижать свою маржу.

    Правда, это все касается цен производителей. У нас складывается достаточно интересная ситуация. Рынок производителей формируется отдельно, рынок розницы - отдельно. И даже если мы отмечаем снижение цены у производителей, в рознице мы отмечаем рост. Маржа ретейлера растет. Исключением являются только случаи, когда магазины проводят акции. Но тут стоит отметить, что темпы роста цен у нас опережают темпы роста доходов населения. И это может быть как раз сдерживающим фактором для подорожания продовольствия в рознице.

    А как у них?

    Мировые цены на молочную продукцию достигли своего максимума.

    Сохраняется высокий спрос на сухое молоко, особенно со стороны Китая, и перерабатывающие предприятия Южного полушария стали производить больше этого продукта вместо масла и сыра. В результате цены на масло и сыр выросли больше, чем цена на сухое молоко.

    В декабре среднее значение Индекса цен на продовольственные товары ФАО почти не изменилось по сравнению с ноябрем и составило 206,7 пункта. Индекс ФАО, напомним, это показатель изменения за месяц международных цен на корзину продовольственных сырьевых товаров, который рассчитывает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Резкое повышение в мире цен на молочную продукцию и мясо было уравновешено падением котировок сахара и более низкой стоимостью зерновых и масла.

    И за 2013 год среднее значение индекса составило 209,9 пункта, что на 1,6 процента ниже показателя 2012 года. Тем не менее это третье по величине значение индекса за всю его историю.

    Поделиться