09.01.2014 23:33
    Поделиться

    К задержанию "Олега Найденова" может иметь отношение Greenpeace

    В чьих интересах Сенегал задержал российский траулер
    Французские военные моряки поделились пресной водой с арестованным 4 января российским рыболовецким траулером "Олег Найденов". Об этом сообщили "РГ" в центре общественных связей Росрыболовства.

    Всего на российский траулер перекачали необходимое количество воды, которую можно использовать, в частности, для душевых и стирки. Запасов же питьевой воды членам российского экипажа хватит, как минимум, на два месяца. "На борту достаточно пятилитровых бутылок, закупленных в рейс. Продуктов питания и медикаментов тоже хватает. Но сколько времени предстоит провести в неволе команде траулера, пока неизвестно. Уже неделю судно стоит в порту Дакар под охраной полиции, однако до сих пор российским рыбакам не предъявлено никаких официальных претензий. Переговоры представителей МИД России с президентом Сенегала Маки Салем по этому поводу откладываются раз за разом. Эксперты поясняют: власти Сенегала до сих пор не выработали четкой позиции относительно ситуации с "Олегом Найденовым". А значит, не исключено, в этом конфликте сенегальское правительство стало объектом чьих-то манипуляций.

    Запасов питьевой воды членам российского экипажа хватит, как минимум, на два месяца

    По предположениям Федерального агентства по рыболовству, в скандальной истории замешана международная экологическая организация "Гринпис", представители которой совсем недавно получили возможность поделиться со своими родными и коллегами по "зеленому" делу впечатлениями от российских СИЗО. Экологи не раз обвиняли российских рыбаков в том, что они вели браконьерский промысел в африканских водах. "Олег Найденов" фигурирует в гринписовском докладе, который датирован сентябрем 2012 года и имеет громкое название - "Грабеж национального достояния Африки". Как сообщается в нем, в марте 2010 года в исключительной экономической зоне Сенегала вели промысел три мурманских судна - "Олег Найденов", "Капитан Богомолов" и "Михаил Вербицкий", хотя власти Сенегала не были об этом осведомлены. "В феврале 2012 года корабль Гринпис "Арктик Санрайз" снова столкнулся "Олегом Найденовым", - подчеркивается в докладе. - Траулер промышлял в запрещенной зоне". Экологи отмечают, что бортовой номер траулера и его название были закрыты синим полотнищем. Однако любопытно, что в документе не приводятся координаты судна, подтверждающие местоположение российского траулера на тот момент. Та история не кончилась ничем, кроме громких заявлений. Судя по всему, в январе 2014 года предпринята довольно неуклюжая попытка продолжить ее.

    Как сообщает агентство Прайм со ссылкой на капитана "Олега Найденова" Вадима Манторова, судно в момент задержания не вело промысла, а занималось поиском водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Гвинеи-Бисау. Поиск биоресурсов означает наблюдение за пространствами, где скапливаются косяки рыб. В данном случае, скумбрии, сарданеллы. "Мы работали по лицензии Гвинеи-Бисау, у нас на борту 22 человека (из Гвинеи-Бисау) - 20 матросов и два инспектора. В тот момент, когда произошел захват, мы находились в водах Гвинеи-Бисау без трала, занимались поиском", - цитирует Прайм слова капитана. Эти данные подтверждает отраслевая система мониторинга Росрыболовства. Однако сенегальские военные задержали судно в 46 милях от побережья Гвинеи-Бисау и отконвоировали его в порт Дакар. По словам главы центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, столь агрессивная реакция Сенегала не поддается логическим объяснениям. Тем более что за время стоянки в Дакаре "Олег Найденов" прошел уже две проверки: 5 января на его борту побывала рыболовная комиссия, а 6 января судно посетила комиссия портовых властей, которая проверяла безопасность судна с точки зрения мореплавания. Если судно вело браконьерский промысел, на его борту должен был оказаться незаконный улов. Но замечаний у проверяющих не возникло.

    Сейчас, по словам капитана судна Вадима Манторова, экипаж чувствует себя нормально, занимается судовыми работами. Самому капитану пока не удается пройти обследование в независимой медклинике. Он жалуется на боли в правом боку, при этом судовой врач не может точно определить причину. "В военный госпиталь я не хочу, отказываюсь, поскольку военные могут что-то скрыть", - цитирует информагентство Манторова.

    Когда верстался номер

    Судовладелец арестованного судна "Олег Найденов" подает судебный иск в международный трибунал по морскому праву в Гамбурге. Об этом вчера сообщил журналистам руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев на пресс-конференции в Москве.

    "Двое суток готовятся документы", - сказал он. Как только они будут собраны, иск передадут в трибунал. По его словам, обычно морской трибунал принимает решение продолжать разбирательство, освободив экипаж и судно.

    На связь с журналистами по телефону также вышел капитан судна Вадим Манторов. На вопрос о состоянии здоровья он ответил, что "уже получше". По его словам, на российском судне, на верхней палубе, постоянно дежурят 34 сенегальских военных из конвоя. Они доброжелательны и даже питаются вместе с командой. "Мы им в еде не отказываем", - сказал капитан. При этом сходить на берег членам экипажа нельзя, около трапа на причале дежурят автоматчики. Представители Росрыболовства регулярно поднимаются на борт, но до этого в течение часа стоят на причале, поскольку пропускной режим очень строгий.

    О психологическом состоянии арестованной команды Вадим Манторов сказал, что "никакой депрессии нет, народ себя чувствует нормально". Пользуясь моментом, моряки занимаются профилактическими работами, техническим обслуживанием судна, добавил капитан.

    Между тем, как сообщил Александр Савельев, в этом районе Западной Африки промысел сегодня ведут еще около 10 российских рыболовецких кораблей. На вопрос, стоит ли опасаться командам аналогичных действий со стороны военных и не собирается ли Росрыболовство отзывать российские траулеры, Савельев сказал, что резона в этом нет. "Промысел ведется на законных основаниях. При наличии всех необходимых разрешений. Все осведомлены о недопустимости нарушений", - подчеркнул он.

    Комментарий

    Леонид Фитуни, заместитель директора по науке Института Африки Российской академии наук:

    - Этот инцидент - лишь маленький штрих в огромной картине проблем, которые возникают в связи с возвращением и укреплением позиций России на мировой арене. На мой взгляд, это стало довольно неожиданным для многих игроков в большой политике. После того как распался Советский Союз, на осваиваемые им ранее ресурсы появились другие претенденты, в числе которых мало кто хотел бы видеть Россию. Это касается и морских ресурсов, и многих других. Поэтому Россию пытаются всеми силами держать в "стреноженном" положении и не дать возможности российскому рыболовному флоту вернуться к африканским берегам, поскольку появление российского флага в тех водах может свидетельствовать об определенных геополитических интересах. А уж кто будет использоваться для помехи этим интересам - сенегальские власти, "Гринпис" или кто-то другой - вопрос вторичный.

    Вячеслав Зиланов, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России:

    - Есть и еще одна сторона проблемы. Факт агрессии сенегальских военных по отношению к российским рыбакам говорит о том, что нам пока не удается преодолеть слабость управления рыболовной отраслью. Морское рыболовство - слишком сложная сфера для того, чтобы ее могло регулировать федеральное агентство, подчиненное министерству сельского хозяйства, специалисты которого вряд ли могут глубоко разбираться в данной проблематике. На мой взгляд, целесообразность создания специализированного органа управления уровнем не ниже министерства очевидна. Возможно, имеет смысл создать отдельное министерство морского рыболовства, поскольку эта отрасль многократно сложнее рыбного промысла во внутренних водах.

    Поделиться