09.01.2014 23:09
    Поделиться

    Лев Додин: Год культуры призван показать, что культуру нельзя насаждать, ей надо служить

    Наступивший 2014 год объявлен Годом культуры. Что это будет означать? Что это должно значить? И на что в этой связи можно и нужно надеяться?

    Площадка для дискуссий открыта.

    Сегодня - слово художественному руководителю Санкт-Петербургского Малого драматического театра, почетному президенту Союза театров Европы, режиссеру Льву Додину:

    - Я думаю, что в Год культуры надо снова вернуть наше общество к осознанию того, что культура, искусство - это не просто способ улучшить, обустроить и сделать комфортнее жизнь населения, что искусство - это способ сделать жизнь населения тревожнее, одухотвореннее и в чем-то сложнее. Искусство - это инструмент обнаружения боли. Искусство обязано говорить о больном, о трудном и неприятном, даже когда все вокруг говорят о хорошем, о лучшем и о светлом. И даже если случится на земле Рай, искусство найдет точку, где болит, и скажет об этом.

    Сегодня, как и всегда, впрочем, в России очень сильна тенденция, несмотря на давнюю отмену цензуры и отмену государственной идеологии, все-таки сильна тенденция направлять искусство, подсказывать ему, что оно должно говорить городу, стране, миру. Очень сильно желание услышать не то, что говорит литература или театр, а услышать то, что от них хочется услышать.

    Нам может многое не нравиться. Мне не нравится многое в современной литературе и современном театре. Но я понимаю, что, если книги пишутся, "значит, это кому-нибудь нужно". Они почему-то пишутся, а не по чьей-либо злой воле. Даже те, которые мне не нравятся, тоже пишутся не по злой воле. И если мне не нравятся некоторые спектакли, то я понимаю, что режиссеры и артисты стремятся выразить свои ощущения проблем жизни, если хотите, свой протест, который ни капитал имущие, ни власть предержащие, ни широкие слои населения - не хотят знать или просто не слышат. Конечно, хочется жизнеутверждающего искусства, жизнеутверждающей истории, но мы должны не только гордиться прошлым, но и знать прошлое и чувствовать драматизм происходящего, чтобы завоевать, наконец, возможность гордиться своим будущим. Наше общество прошло тяжелые уроки невнимания к своей культуре и своей литературе. Мы привыкли делить - а сегодня это особенно слышно - и противопоставлять одно другому. Тургенев якобы ярый западник, Достоевский якобы ярый славянофил. И мы забываем, что Тургенев и Достоевский - это неразрывные части великой, целостной русской европейской культуры. Но как не прислушались в свое время к Тургеневу с его предупреждением о проблеме отцов и детей, так и не прислушались к великому роману девятнадцатого, двадцатого, а теперь уже двадцать первого века - "Бесы". Не услышали ни опасность радикализма, не услышали опасность власти, которая слышит только саму себя. Обо всем этом написал Достоевский. Не услышали Толстого с его учением "непротивления злу насилием". Может быть, услышал его только Владимир Ильич Ленин, поэтому так Льва Николаевича ненавидел и присвоил ему почетный титул "зеркала русской революции". Может быть, если бы общество услышало Толстого, то по-другому завершился Февраль 1917 года, не было бы великого Октября, не было бы Гражданской войны.

    Вернусь к главному. В советские годы ни государство, ни общество в целом не услышали (кто-то не мог прочесть, кто-то не захотел) Пастернака, Солженицына, Гроссмана и даже таких легальных писателей, как Абрамов или Трифонов, не поняли их пророчеств. А ведь у Абрамова сами пекашинские мужики раскатывают по бревнышку собственный дом и убивают деревенскую праведницу Лизавету. У Трифонова та самая советская интеллигенция, ставшая "образованщиной", теряет остатки гуманитарной этики. Уже в 60-е-70-е годы эти два больших "советских" писателя кричали о крушении основ человеческой и гражданской нравственности в Советском Союзе. Это было задолго до "величайшей геополитической катастрофы ХХ века". Но мы до сих пор вздыхаем о прекрасном недавнем советском прошлом, не желая понять, что настоящее - это только продолжение и развитие прошедшего. Хорошо бы в Год культуры осознать, что культуру не надо насаждать и руководить ею, ей надо служить, ее надо слушать и помогать самовыражаться.

    Сегодня, используя уроки истории, мы просто обязаны понять и утвердить в сознании общества, может быть, это одна из важнейших задач Года культуры, что пространство культуры, пространство искусства сакрально. И потому свободно и неприкосновенно.

    Это, может быть, одно из величайших достижений Христианской Европейской цивилизации. Когда-то, еще в дохристианские времена, в древней Греции родилось понятие "Храм искусств". В эпоху Возрождения оно возродилось с новой мощью. В России это понятие по отношению к театру ввел великий Станиславский, и долго это определение было очень важным для деятелей искусства. Нельзя вторгаться на Амвон Церкви с проповедью чуждых истин. Нельзя вторгаться и на сцену театра, прерывая спектакль, нельзя грозить разбрасыванием свиных голов вокруг театра, потому что не понравился спектакль, который даже не видел. Надо найти способ обуздать то безумие, которое сегодня происходит вокруг нас и среди нас, может быть, даже законодательно и конституционно. Есть страны, где неприкосновенность и свобода искусства ограждены конституционно. Может быть, нам не только подавать примеры, но и брать с кого-то пример. Год культуры не должен превратиться в год хулиганствующего, якобы патриотического, якобы религиозного, якобы оппозиционного и совершенно не якобы ксенофобского фундаментализма.

    ...Год культуры - идея очень своевременная, вопрос - о насыщении этого года, и что будет это означать, и как это будет проводиться. Хотелось бы, чтобы это было не только набором важных мероприятий - выставки, фестивали, памятные литературные даты. Главное, чтобы это все действительно отразилось на повседневной жизни российской культуры и искусства. Когда я говорю "культура", мне ближе понятие искусства, поскольку им мы пытаемся заниматься. Что ни говори, главная проблема культуры и искусства сегодня в Европе и в России в том числе - это все-таки (прошу прощения за снижение на вульгарную почву) - финансирование. Никуда не деться. Сколько ни говори "халва", слаще во рту не будет, если туда не положить кусок чего-нибудь сладкого. Сегодня во всей Европе резко снижается субсидирование культуры и театры, в частности, беднеют на глазах. В России бюджетирование многих направлений культуры повышается, средняя зарплата вроде бы повышается. Но в целом уровень финансирования культуры в России все-таки еще чрезвычайно низок. Я думаю, что тот процент, который тратится в лучшем случае на культуру в общем бюджете, - это для великой культуры великой России чрезвычайно мало. И мне очень жалко, что об этом деятели культуры говорят, на мой взгляд, недостаточно громко и недостаточно настойчиво.

    Сравнительно недавно президент России сказал о значимости "духовных скреп". Мне кажется, что очень многие, кто по долгу службы или складу характера стремится моментально реализовать всякое указание главы государства, услышали существительное и очень плохо или совсем не расслышали прилагательное. Любые законодательные и прочие гвозди, которые вбиваются в сознание общества, не являются духовными, ибо духовное - это душевное, одухотворенное, доброе, ищущее понимание, ищущее любви, требующее сострадания. Мне кажется, это главное, в чем нуждается российское общество, и мне кажется, что это главное, в чем нуждается и российское и европейское искусство и культура сегодня. Сострадание - это то, что культура противопоставляет невежеству. И декартовское "Cogito, ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, я существую") - можно и нужно продолжить: "MISEREOR, ERGO SUM", что значит: "Я сострадаю, следовательно, я существую"...

    Самые ожидаемые события Года культуры в России

    250-летие Эрмитажа. Музей как главная площадка европейской биеннале современного искусства Manifesta 10. Полное открытие после реконструкции Восточного крыла Главного Штаба, Малого Эрмитажа и 2-й очереди фондохранилища в Старой Деревне.

    200-летие М.Ю. Лермонтова (15 октября). Будут изданы трехтомник, альбом лермонтовских акварелей. Пройдут праздничные мероприятия в Пензенской области, на Северном Кавказе, в Москве и других регионах, с которыми связаны жизнь и творчество великого поэта.

    Культурная программа Олимпиады в Сочи. Большой Фестиваль искусств под патронажем Юрия Башмета: звезды мировой оперы, выдающиеся современные музыканты, хор Мариинского театра, Ансамбль имени Александрова, биг-бенд Игоря Бутмана. Лучшие фильмы мирового кино по выбору Никиты Михалкова, Милоша Формана и Вонга Кар-Вая. Театр Наций с "Рассказами Шукшина". "Евгений Онегин" с Ксенией Раппопорт и Константином Хабенским.

    Открытие отреставрированного здания БДТ имени Товстоногова на Фонтанке в Петербурге запланировано на 27 мая. А на Новой сцене, в Каменноостровском театре, пройдет премьера первой постановки в БДТ нового худрука Андрея Могучего - "Алисы в Стране чудес" с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили.

    К 170-летию Римского-Корсакова появятся две "Царские невесты". В Большом восстановят исторический спектакль со сценографией и костюмами Федора Федоровского. А в Михайловском театре оперу поставит Андрей Могучий.

    Завершение многолетней реконструкции здания "Геликон-Оперы" на Большой Никитской планируется к началу следующего сезона. Хочется верить...

    Поделиться