09.01.2014 14:16
    Поделиться

    Григорий Гладков выпустит альбом песен о Петербурге

    Композитор Григорий Гладков, написавший музыку к мультфильмам "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег", "Про Веру и Анфису", художественным фильмам "Сказки старого волшебника", "Поезд вне расписания", выпускает диск песен и романсов "Прогулки по Петербургу под аккомпанемент гитары и дождя". Предполагается, что он появится в продаже в течение января. Об этом альбоме, а также о ленинградском периоде своей жизни, друзьях и памятных событиях Григорий Гладков рассказал корреспонденту "Российской газеты".

    В новом альбоме будут проверенные временем хиты или написанные недавно произведения?

    Григорий Гладков: Песни эти я сочинил давно, когда жил в Ленинграде. Решил выпустить альбом. С двумя гитарами и контрабасом. Записал только одну новую песню - "Там, где кончается Ленинград, начинается море…" на стихи Вадима Шефнера. Она финальная. Больше всего на диске стихов Александра Кушнера - "Воздухоплавательный парк", "За туманный Обводный", "Каналы Петербурга", "Балы", "Закрою глаза и увижу тот город, в котором живу…", "Вдоль Мойки". Так же есть песни на стихи Иосифа Бродского, Михаила Яснова, Натальи Перепечь.

    Я написал две песни и на свои стихи - "Ленинградская блокада" и "На улице Росси". Моя первая специальность - "Городской электрический транспорт". На улице Росси, моей любимой и самой красивой в Петербурге, как говорят искусствоведы и архитекторы, я работал несколько лет в трамвайно-троллейбусном управлении (бывшем шведском посольстве). А напротив - Вагановское хореографическое училище. Летом там открывали окна, и оттуда лилась музыка. Для меня это просто рай. Вечерами я учился в музыкальном училище по классу гитары. А зимой все окна - наши и вагановские - были закрыты, горел свет, штор не было, и я видел танцовщиц. То есть зимой была видеокартинка, летом - аудио. Вот так мы и сосуществовали. Балерины были как образ искусства, к которому я стремился, куда хотел улететь. И в песне все отразил (когда уже уехал из Питера).

    На диске звучат стихи Ольги Берггольц о блокаде, знаменитый "Ленинград" Мандельштама ("Я вернулся в мой город…"). Отрывок из "Медного всадника" читает моя дочь, когда ей было 7 лет. Я записывал сборник в течение пяти лет: накоплю денег от концертов - что-то запишу. Спонсоров у меня никогда не было. Постепенно менялся формат, и диск из литературно-музыкального стал диском "песен протеста". В юности мы исполняли такие песни, протестовали против чилийской хунты, боролись за счастье Анджелы Дэвис, за Сальвадора Альенде, Луиса Корвалана. А сейчас я вместе с поэтами борюсь за то, чтобы старинные красивейшие, удивительные здания не уничтожались.

    Я хочу, чтобы по песням моего ленинградского цикла был снят фильм. Этот диск получился саунд-треком для какого-то необыкновенного и романтичного фильма. Я подарил демо-версию Константину Бронзиту, режиссеру студии "Мельница", своим друзьям - кинооператорам. В общем, думаем, фантазируем…

    Когда вы уехали из Петербурга?

    Григорий Гладков: В 1983 году. Поменял квартиру на 4-й Красноармейской на московский Звездный бульвар. "Куда ты уезжаешь? - шутили мои друзья. - Ведь окна твоей квартиры выходят в капитализм!". И, действительно, мои окна выходили во двор Финского торгпредства. Через эти окна я подружился с девчонками, которые работали там, мы махали друг другу руками. В конце концов, ко мне пришли два человека в штатском и запретили это делать. "А подходить к окну можно?" - спросил я. - "Можно. Но руками махать нельзя". Потом, когда вышел фильм Юрия Мамина "Окно в Париж", я подумал, что, наверное, это мой сюжет. А точнее - сюжет поэта Вячеслава Лейкина, с которым я хорошо знаком. Мы много раз встречались у Михаила Яснова, и я рассказывал, смеясь, эту историю.
    Кого еще помните из той компании?

    Григорий Гладков: Михаила Яснова, конечно же, замечательного детского поэта, переводчика французской поэзии и писателя, поэта-новатора, фантазера и выдумщика. Первая наша с ним пластинка называлась "Чудетство". Это словечко выбрал Миша. Однажды в компании я спел новую песню "Спозаранку" на его стихи:

    Физкультурник спозаранку
    перепрыгивает планку
    И, упав на мягкий мат,
    восклицает: "Как я рад!"

    А Лейкин тут же придумал:

    Добрый доктор спозаранку
    быстро сводит с пуза ранку.

    Так мы шутили и развлекались.

    С Александром Кушнером мы дружим до сих пор. Даже стали лауреатами премии имени Корнея Чуковского за цикл детских песен под названием "Пой, Вася!" Кстати, первый сюжет мультфильма "Пластилиновая ворона", сделанный из моих песен, которые принесли мне известность, был на стихи Кушнера (про пейзаж, натюрморт, портрет) - "Если видишь, на картине нарисована река…" Фонограмму я записал на улице Восстания в квартире моего друга Саши Ананьева. На обычном катушечном магнитофоне "Маяк-203". Она так и вошла в мультфильм. Это образец святой самодеятельности.

    Моим другом был композитор Виктор Резников, возникший как комета, самый талантливый в своем жанре. Мы с друзьями решили, что лучшей памятью о Резникове будет создание мюзикла по его песням, и надо это сделать обязательно! Помню, как я сменил Виктора на посту руководителя Ленинградского клуба песни. Я тогда искал работу. Меня выгнали из клуба в стапельном цехе Балтийского завода. Знаете, за что? У меня случился роман с американкой…

    Я жил в одном дворе со Славой Полуниным, посвятил ему песню "В коробке с карандашами", по которой был снят мультфильм.

    А какие события того времени вспоминаются?

    Григорий Гладков: Я сочинял песни о городе, пел их повсюду, они стали известны. Режиссер и художник Николай Горский снял по ним на студии "Лентелефильм" картину "Город в подарок". Название взяли из сборника стихов Александра Кушнера. Студии уже нет давно. Там снимались замечательные фильмы-концерты, была уникальная видеотека: весь советский период, записи великих людей - Дунаевского, Соловьева-Седого, поэтов, писателей, драматургов. Последний директор студии, режиссер и оператор Валерий Смирнов рассказывал, что во время перестройки здание было продано, а все коробки с бесценными записями выброшены на улицу. Он под завязку загрузил свои "Жигули" - всё, что мог, спас. И в том числе мой фильм. Смирнов говорил: "То, что было в этих фильмах, стоило гораздо дороже проданных зданий".

    Мои первые шаги в Ленинграде - это и первая в жизни съемка на Ленинградском телевидении. Режиссер детской редакции Людмила Безобразова увидела во мне способности. Потом уже в Москве я начал писать музыку ко всем детским программам, которые только существовали: песню-заставку к передаче "Будильник", вел передачу "Спокойной ночи, малыши!", где к каждой программе сочинял новую колыбельную...

    Моя первая пластинка "А может быть ворона…" записана с лучшими джазовыми музыкантами Ленинграда. Одни из них работали в "Ленинградском диксиленде", другие - в джаз-ансамбле "Гамма". Аранжировки песен "Мистер Жук" и "Закрывать и открывать глаза" сделал музыкант Алексей Канунников. А пела мои детские песни, в том числе и "Пластилиновую ворону", джазовая певица Галина Смучинская.

    Я дружил с Владимиром Мукусевым, который вел в Ленинграде передачу "Янтарный ключ". А потом в Москве мы записали в программе "Взгляд" мою песню "Духовой оркестр" вместе с духовым оркестром детского дома № 7 на стихи Владимира Рецептера, актера, поэта, писателя. И этот сюжет вошел в золотой фонд нашего ТВ, потому что во время этих съемок привезли мальчика, у которого только что погибли родители. Мукусев спросил у него: "Какая у тебя любимая песня?" И мальчик ответил: "Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко", еще не осознавая, что родителей уже нет…

    Мои друзья - супруги Максимовы, Володя и Тамара, придумавшие блистательный "Музыкальный ринг". В 1988 году в одной программе фолк-группа "Яблоко" (Марина Капуро, Юрий Берендюков - тоже мои большие друзья) выступала против моей кантри-группы "Кукуруза". Сейчас есть идея реанимировать эту телепередачу в новом формате.

    На моих глазах рождалась группа "Секрет". Помню, как в Клуб песни пришли два студента ЛГИТМиКа - Леонидов и Аронов, и мне страшно понравились их песни. Потом появился спектакль "Ах, эти звезды!", где студенты изображали звезд - "Битлз", Элвиса Пресли, Лайзу Минелли… Играли сначала в Учебном театре на Моховой, потом в "Юбилейном", СКК и БКЗ. Аншлаги были невероятные, дежурили конные отряды милиции.

    Мой Ленинград - это и "Ленконцерт", и группа "Земляне", и замечательное место на Петроградской - ДК Ленсовета. Это и люди, с которыми я работал - автор песни "За туманом" Юрий Кукин, Григорий Баскин, блестящий конферансье, импровизатор, владевший редким жанром "буриме".

    Помню, как в доме 13 на улице Рубинштейна появился Ленинградский КСП - клуб самодеятельной песни, который основал Борис Потемкин, инженер по профессии, автор шлягера "Наш сосед". Вся страна пела его песни "Не рыжий я, а золотой", "Я всю неделю жду воскресенья…". А в 1981 году в этом доме открылся Ленинградский рок-клуб и прошел первый рок-фестиваль.

    Вы в нем участвовали?

    Григорий Гладков: Не на сцене, а в зале. Друзья-музыканты советовали мне сделать "Пластилиновую ворону" в стиле рок, но я решил остаться бардом, детским кино- и театральным композитором. Рокером не стал. Потому, что слово "Хармс", я узнал раньше, чем слово "Битлз" - шутил я тогда. Кстати, "Пластилиновую ворону" перепели во всех стилях: рок, панк, хард-рок, техно, хаус, диксиленд, кантри, и ее даже спел акапельно "Хор Турецкого"!

    Я счастлив, что в Петербурге есть памятник Пластилиновой вороне, хотя меня и не пригласили на открытие. А ведь это мультфильм-песня. Изображение появилось после песни. И я сочинял ее, живя в Питере. То есть, очень важная часть "вороны" родилась здесь.

    Еще мой большой друг - режиссер Лев Левинсон. Я знал его родителей. Отец Ефим Львович Левинсон был руководителем театра "Люди и Куклы" и объездил весь мир со своими уникальными спектаклями. А со Львом мы сделали два классных новогодних мюзикла: "Космическая ёлка" в Питере и только что - "Олимпийский Новый год" в Красноярске.

    А сколько лет я провел в экспериментальном театре-клубе "Суббота"! Основал его Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий, ныне профессор, доктор искусствоведения. У нас был поэтический кружок, мы ставили спектакли. В "Крепостных актрисах" я пел песни, в "Окнах, улицах, подворотнях" (этот спектакль стал "визитной карточкой" теперь уже профессионального театра "Суббота") - играл роль Гриши-капитана. Такой интерактивный театр, где зрители были участниками действа: их обливали водой, давали им гитару, чтобы они играли и пели. Впоследствии мне все это пригодилось. В то время "Суббота" гремела, о ней знала вся страна. Мы ездили на гастроли. Были на БАМе, оттуда нас хотели выгнать - мы облили водой комиссию ЦК ВЛКСМ. Но оказалось, что отправить коллектив в Ленинград дороже, чем оставить в тайге. Субботовцы пользовались самым большим успехом, потому что вместе с нами пели строители БАМа.

    У нас были замечательные девчонки. Я любил их как сестер. Каждая из них могла бы стать моей невестой. Но, увы…

    А где вы женились?

    Григорий Гладков: В Москве. Но невесту привез из Питера.

    Почему переехали?

    Григорий Гладков: В Ленинграде жилось, конечно, прекрасно. Но пришел успех, стало много работы в театре, кино. И все - вне города. В Коктебеле я познакомился с киевскими мультипликаторами Александром Татарским и Игорем Ковалевым. Они сделали мультфильм по моей песне "О картинах".

    Некоторые москвичи настойчиво называют сегодня Петербург Ленинградом, не признают переименования. А вы?

    Григорий Гладков: Я не осуждаю переименование города. В классике есть ответы на все вопросы. "Во всех ты, Душенька, нарядах хороша…"

    Гораздо важнее другое - встать на защиту нашей российской истории. Искусство обладает огромной силой. Когда идешь по городу, восхищению нет предела. С какой любовью это все спроектировано, построено! На совесть. Санкт-Петербург - это супер-Сколково! На болотах возвели такое чудо. А внутреннее содержание! Наука, медицина - Менделеев, Попов, Бехтерев, литература - Достоевский, Карамзин, Блок, Есенин, Крылов. Музыка - "Могучая кучка"… Любую область возьмите - максимальная реализация творческого духа. Все расцветало.

    Во время телемоста, в котором я участвовал, прозвучала страшная информация: современные горе-правители за годы перестройки и убогого капитализма уничтожили больше домов, чем фашисты, когда били по Ленинграду из артиллерийских орудий. Снесены здания, построенные великими архитекторами.

    А возьмите Воздухоплавательный парк. Это важнейшее историческое место, образно говоря - первый Байконур России. Отсюда пошли авиация, космонавтика. Теперь там хотят построить безликий микрорайон, и небольшая горстка подвижников всюду пишет письма, пытается достучаться до чиновников и бизнесменов с призывом сохранить уникальное место, сделать там мемориал.

    Новый год на Дворцовой

    - Новый год я всегда стараюсь отмечать дома, в кругу семьи, с друзьями. В новогоднюю ночь не работаю, не сгибаюсь перед "золотым тельцом". Но однажды сделал исключение - встретил Новый год на Дворцовой площади. Вот это счастье! Вокруг Александровской колонны установили четыре сцены: для ретро-музыки, современной, фолк и детской. Я вел детскую программу, называлась она "Новогодняя ДЕТСКОтека", наша сцена была напротив Зимнего дворца. Мы прилетели всей семьей. Среди зрителей были мои дети, которые вместе со всеми пели, танцевали. Замечательный получился праздник, запомнился.

    К слову

    Григорию Гладкову присуждена премия Правительства РФ 2013 года в области культуры - за цикл развивающих музыкально-поэтических сборников "Веселая ДЕТСКОтека".

    Поделиться