08.01.2014 23:50
    Поделиться

    Владимир Путин реализует программу своего третьего президентского срока

    В январе-феврале 2012-го Путин опубликовал 7 статей - по всем аспектам жизни страны, от демографии до обороны, от внешней политики до строительства жилья. Считалось, что в них изложена "избирательная программа кандидата в президенты".

    Но к пиару это отношения не имело. Путин, мягко говоря, не наивный идеалист. Рискну предположить, что он неплохо знает технологию выборов в России. Отлично знал, что соперников у него на самом деле - нет, избрание гарантировано. Как знает и то, что даже в тех странах, где идет реальная борьба с непредсказуемым результатом, уж что-что, а статьи кандидатов никакого существенного значения не имеют. С тех пор как изобрели ТВ, именно оно, а не страницы газет, определяет итог выборов. Газеты, тем более длинные статьи, вообще мало кто читает сейчас.

    Сразу после избрания Путина, 7 мая 2012-го, выходит 12 "майских указов", которые перевели идеи этих статей уже в нормативные акты, в распоряжения для министерств и ведомств.

    Наконец, он постоянно расталкивает министров, напоминает о необходимости выполнения майских указов. "Я убежден, что мы можем исполнить их и должны это сделать", "это то, что давно назрело к решению, это документ, который является ориентиром и задачей для всех исполнительных органов власти". Проводит специальные совещания по проверке исполнения. Последнее по времени - 23 декабря 2013.

    Так что перед нами не пиар, а как раз та реальная программа действий, которую Путин наметил на свой третий (четвертый) срок, а возможно, и дальше. Просто выборы - неплохой повод эту программу сфокусировать.

    Президента часто эмоционально критикуют - это дело популярное и необходимое. Но прежде всего полезно, как мне кажется, понять логику действий

    За 14 лет мы все успели хорошо изучить стиль Путина. Этот стиль узнаваем и здесь.

    Путин - не очередной кремлевский мечтатель. Нет тут ни планов построения "капиталистического коммунизма", ни обещаний "догнать и перегнать США по высоким технологиям", ни ставки на прорывы, рывки и пируэты, ни провозглашений новых Великих Реформ.

    Нет. Ни прыжков, ни разрывов, ни даже "перезагрузок". Перед нами - программа достаточно реалистических и хоть красиво упакованных, но по сути дела вполне умеренных "консервативных преобразований". Проблема же в том, что и такие планы выполнить в наших условиях трудно, да и результат их гадателен.

    Ну вот, например. Путин много пишет про образование, медицину, необходимость их кардинального улучшения.

    Но с какого бока подступиться к их преобразованию? Увеличить расходы? Однако на 2014 г. федеральные расходы и на образование, и на медицину уменьшены по сравнению с 2013 г. на 8-9%. Разумеется, это связано с "бюджетным напряжением". Тем не менее расходы на оборону увеличены примерно на 10%. По министерствам бюджет-2014 выглядит так: на минздрав 259 млрд руб., на минобрнауки - 373,5 млрд, на минобороны - 1,412 млрд (расходы на эти отрасли есть и помимо прямых расходов на профильные министерства, но пропорции примерно те же).

    Это четко было предсказано в тех же статьях и указах Путина. Там говорится, что за 10 лет планируется истратить на армию и ВПК (ОПК) ок. 23 трлн руб.! Третьи военные расходы в мире (после США и Китая). Такова твердо заявленная идеология Путина: "создать такую Армию, такой ОПК, которые способны обеспечить России суверенитет, уважение партнеров и прочный мир". Возможно, Путин исходит из того, что Армия + ВПК всегда составляли сильную сторону, "конкурентное преимущество" России в мире. И отказываться от этого конкурентного преимущества он не намерен, наоборот, видит здесь точку опоры для того, чтоб сохранить статус Великой Державы, поддержать национально-государственную самооценку.

    Но как же сшить тришкин кафтан из бюджета, кому отдать приоритет? По факту мы видим, что он отдан - по традиции России - силовым ведомствам.

    Однако ситуация на самом деле еще сложнее.

    Как ни скромны расходы на медицину и образование, но Путин пытается там ухватить решающее звено цепи. Он писал и говорил, что у учителей, врачей, ученых должна быть и нормальная денежная мотивация. Его план: учителя должны получать зарплату не ниже средней по региону, преподаватели высшей школы, врачи и научные сотрудники - вдвое больше средней. Это ориентир на 2018-й.

    Но уже на совещании в декабре 2013-го Путин констатировал, что успехи есть - средняя зарплата учителей соответствует 95% средней в соответствующем регионе, а в высшем образовании - 124% средней по регионам. Однако стала ли от этого "пропорционально лучше" ситуация со знаниями в школе и ВУЗе, с научной работой в университетах? Известно, что в России самый высокий в мире процент людей с высшим образованием, т.е., выражаясь точнее, с дипломами о его наличии (53,5% взрослого населения; в США - 42,5%). Но чего стоят эти дипломы? Во всех международных рейтингах наши университеты занимают позорно низкие места - и это МГУ, СПБ ГУ, а что же говорить о прочих... Пусть рейтинги необъективны, но стоит ли утешать себя тем, что кругом как на подбор "русофобы" и "вся рота идет не в ногу, только мы - в ногу"? Или вот, на фундаментальную науку (недавно созданное Федеральное агентство - ФАНО) в 2014-м будет израсходовано почти 3 млрд долл. Немалые деньги, больше чем бюджет Общества Планка (немецкий аналог нашей Академии). А отдача - несравнимо меньше...

    Да, в таких вещах, как наука и образование, деньги - условие необходимое, но далеко не достаточное. Быстрая деинтеллектуализация нашего общества - вот опасность N 1. Но деньгами от нее не откупишься. То же относится к медицине. Врачи на самом деле и сейчас совсем не так плохо зарабатывают (взяткоемкость медицины и образования чуть меньше, чем в ГАИ...). Но о качестве медицины можно судить по тому, что наша страна на 152-м месте в мире по продолжительности жизни (по данным за 2013 год Всемирной книги фактов - The World Factbook, ежегодного справочника, издаваемого ЦРУ), а мужчины живут на 15 лет меньше, чем в развитых странах, и именно туда почему-то ездят лечиться российские начальники...

    У президента нет привилегии опускать руки, кричать "все пропало, шеф, гипс снимают, клиент уезжает" - ведь у президента "шефа" просто нет, переложить решение не на кого

    Что же - кроме финансирования - может и обязано сделать государство, чтобы вытянуть эти отрасли (а они Системообразующие для страны!) на современный европейский уровень?

    Путин правильно говорит, что для этого необходимо "восстановление профессиональной морали" - это главная, катастрофическая утрата последних лет. Но как же "восстановить мораль"?

    У кого этику успешно заменила погоня за деньгами - тех не исправишь теми же самыми деньгами, им всегда будет мало... Как разорвать заколдованный круг?

    Я думаю, что Путину несвойственно такое резкое и "катастрофическое" (все - или ничего!) мышление. Должность президента не та, чтобы впадать в эйфорию или панику. Да, строго логического решения задача может и не иметь, а практически решать можно и нужно. И зарплату увеличивать, и новые формы аттестации вводить, и чиновников менять - и вот так, постепенно, шаг за шагом, прилагая упорство и волю... Не слишком эффектно? Безусловно. Но более эффективного способа - в жизни, не на митинге - по-моему никто и не видит. Видимо, и Путин не видит.

    То же относится к центральной проблеме - к экономике.

    Слова все давно сказаны - про необходимость "слезть с иглы", и про модернизацию говорят все правители последние 30 лет, все экономисты, все публицисты, все простые люди... А вот цифры. Доля экспорта сырья в дальнее зарубежье: в 2011-м - 70,3%, в 2012-м - 74%, за январь-октябрь 2013-го - 75%. Доля экспорта машин и оборудования: в 2011-м - 4,5%, в 2012-м - 3,6%, за январь-октябрь 2013-го - 3,3%. Другие цифры - объем рынка ИТ-технологий составляет 1,4 % от ВВП России, 33,6 млрд долл., объем рынка ИТ-технологий в США - 5,5% от ВВП, ок. 900 млрд долл.

    Да, такова объективная картина.

    Но у президента нет привилегии опускать руки, кричать "все пропало, шеф, гипс снимают, клиент уезжает" - ведь у президента "шефа" просто нет, переложить решение не на кого.

    Во всяком случае, Путин уже слишком опытный правитель, пережил и "синусоиду вверх" (2000-2008), и "синусоиду вниз" (2008-2009), и мелкие колебания (2010-2013). Он имеет свои представления о том, как соотносятся в экономике мировой конъюнктура, потенциал страны, воля правителя и его стратегия.

    И предлагает свой план изменения экономики.

    25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест планируется создать, реализуя указы президента.

    Опять тут - стиль Путина. Не фанат никакой идеологии, ни либеральной, ни этатистской. Только прагматизм, соединяющий и госпрограммы, и дальнейшую приватизацию, и строгую макроэкономическую политику, и поддержку приоритетных отраслей. Нет и веры в скорые прорывы и отрывы - Путин отлично знает, что это все "экономические клятвы" такого рода - пустые слова, вот только слов "Сезам, откройся" для экономики не придумали. Но он, очевидно, верит в возможность "постепенно, но неуклонно" добиваться заявленных - вполне конкретных - целей. Увеличить высокотехнологичный экспорт в 2 раза, а долю хай-тека в ВВП - в полтора раза. Создать 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест (сейчас, по данным минэкономразвития, - 15 млн).

    Никаких волшебных рецептов. Объективная логика экономического прогресса + вменяемая макроэкономическая политика + политическая воля власти. Терпение и труд. А все, что сверх того, - от лукавого пиара...

    Россия - открытая страна. Президента часто эмоционально критикуют - это дело популярное и необходимое. Но прежде всего полезно, как мне кажется, понять логику действий, стратегии легитимной власти в нашей стране.

    Поделиться