07.01.2014 08:00
    Поделиться

    Браки и разводы в династии Мироновых

    7 января 1911 года  в Москве, в семье школьной учительницы Елизаветы Ивановны и служащего Владимира Николаевича Мироновых родилась девочка, которую родители назвали Марией. Это - будущая народная артистка СССР Мария Владимировна Миронова, мать Андрея Миронова.

    Именно с Марии, ставшей актрисой, началась актерская династия Менакеров-Мироновых.

    Александр Менакер

    Первым в своей родословной Александр Семенович Менакер упоминал прадеда, который был столяром по профессии и после войны 1812 года поселился в Петербурге и открыл на Николаевском рынке мастерскую. Весной 1913 года в семье его внука, петербургского юриста Семена Исааковича Менакера, родился первый сын Алик (Александр).

    Свой актерский дебют Александр Менакер описывал так: "В трехлетнем возрасте… состоялось мое "историческое" выступление с группой людей в Аничковом дворце перед царской фамилией. …Мне, как самому маленькому, была поручена роль мышки. Конечно, выступление было "ответственным", но я тогда еще не понимал этого. Однако в голосе воспитателей было такое напряжение и страх, что от испуга на сцене вокруг меня образовалась небольшая лужица, что, естественно, вызвало смех и государя императора, и всей его свиты…".

    С четырнадцати лет Алик участвовал в представлениях популярных тогда "живых газет". Став профессиональным артистом, исполнял музыкальные фельетоны, затем решил попробовать свои силы в режиссуре.

    В 1939 году заехал к друзьям в Москву и получил приглашение выступить с пародией в Театре эстрады и миниатюр. Там он впервые увидел Марию Миронову...

    Мария Миронова

    Маша Миронова поразила Менакера прежде всего своей удивительной находчивостью и... непобедимостью. В то время она была замужем за талантливым режиссером-кинодокументалистом Михаилом Слуцким.

    Но Менакер все-таки рискнул назначить свидание Марии у памятника Островскому, у Малого театра. Мария вскоре развелась с мужем, Александр, который тоже состоял в браке, с женой. У Александра Семеновича остался в первой семье сын, Кирилл Ласкари, в дальнейшем он всегда был очень дружен со сводным братом Андреем.

    26 сентября 1939 года влюбленные артисты поженились. Тогда же был задуман и вскоре родился их знаменитый театр двух актеров.

    Мария Владимировна - первой из советских артистов - затеяла концерты в пользу детей не вернувшихся с войны фронтовиков. И за это заслужила благодарность вождя всех времен и народов. На имя Мироновой пришла телеграмма с личным приветом Сталина. Мария Владимировна не любила об этом вспоминать, ведь и ее родители, и родители ее мужа были репрессированы при Сталине.

    Миронова числилась в характерных актрисах - в ряду с Фаиной Раневской и Риной Зеленой. Особенно после того, как изобрела на эстраде "некую Капу", которая без конца трещала по телефону, а затем создала целую галерею телефонных болтушек: Дусю, страдавшую хроническим насморком и жутко коверкавшую слова; Кису, поклонницу Козловского. Множество идиоток, ревнивиц, выдвиженок, бюрократок, кокоток, сплетниц и обывательниц, которых переиграла Миронова в театре и на эстраде, плавно перекочевало в кино с легкой руки Александрова, хотя он и вырезал из "Волги-Волги" почти всю роль Мироновой, чтобы в фильме не было двух примадонн. По большому счету осталась лишь одна фраза: "Просто хочется рвать и метать! Рвать и метать!"

    Андрей Миронов

    Он родился 7 марта 1941 года сразу же после  концерта, в котором участвовала Мария Владимировна.

    Маленький Андрюша еще в трехлетнем возрасте обнаружил притягательность театра. Во время первого посещения спектакля родителей он сорвал им представление, опознав в играющем актере отца и поделившись этим открытием с публикой. Реакция зрителей так понравилась мальчику, что он долго еще ежедневно спрашивал: "Когда я снова пойду в театр?"

    Впервые Андрей Миронов оказался на одной площадке с родителями в новогоднем телешоу 1966 года "Сказки русского леса", где группа передовой советской молодежи проводила праздничную ночь в лесу. Андрей играл подозрительного вида таксиста, который случайно завез в этот лес интеллигентную супружескую пару, соответственно, Миронову и Менакера. Супруги на новогоднюю вечеринку не собирались и потому хотели выбраться из леса поскорее.

    Происшествие заканчивалось благополучно.

    К способностям родного сына Мария Владимировна относилась с большим скепсисом, никаких особых талантов в нем не видела и на спектакли с его участием поначалу не ходила, чтобы окончательно не разочароваться. В Щукинском училище, по воспоминаниям педагогов, Миронов действительно ничем экстраординарным не выделялся. Педагог Юрий Катин-Ярцев даже удивлялся: неужели это и есть сын Мироновой и Менакера? В театр Вахтангова, куда из Щукинского вела прямая дорога, Миронова не взяли, опять же не усмотрев в нем ничего выдающегося.

    И только главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек разглядел в Миронове что-то особенное, позволившее стать ему одним из главных актеров труппы. Дело - в трудоголизме Миронова, давно уже ставшего притчей во языцех. В конце концов, можно научиться петь, не имея музыкального слуха, танцевать, не обладая пластичностью, и даже прекрасно играть, не будучи отмеченным гениальным талантом. Но завораживающему свечению, беспредельному обаянию научиться нельзя. Каких бы негодяев, пройдох, авантюристов он ни играл, причем, не жалея злой иронии по отношению к персонажам, все они не просто вызывали зрительскую симпатию, а буквально пленяли. Женщины влюблялись в Миронова с первого взгляда. Андрей тоже был очень влюбчивым.

    Но Мария Владимировна, державшая личную жизнь сына под неусыпным контролем, согласилась только на два брака. Первой женой Миронова стала актриса Екатерина Градова, радистка Кэт в сериале Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Вторая жена - актриса Лариса Голубкина, Шурочка Азарова в "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова.

    Екатерина Градова

    Екатерина Градова родилась в 1946 году. Катя училась в институте иностранных языков, думала, что станет переводчицей или педагогом. Но затем решила резко изменить свою жизнь и стать актрисой, поступив в Школу-студию МХАТ. "У нас был знаменитый выпускной спектакль "Женитьба Фигаро", я играла Розину, - вспоминала потом Градова. - А Валентин Плучек просил своих актеров выбирать лучших выпускников. Тогда я в первый раз столкнулась с Андреем. Он посмотрел "Фигаро" и с Валентином Гафтом прибежал к Плучеку: "Есть Розина для вашего спектакля!". Но потом все-таки задумалась о переходе. И вот только я вошла в театр, как столкнулась с Андреем. И он сказал: "Ну, наконец-то, долго мы вас ждали. Вы по поводу перехода? - "Да". - "Ну, давайте я вам помогу". - "Помогать, - говорю, - не надо". Но, тем не менее, он зашел передо мной к Валентину Николаевичу, поговорил с ним, вышел и сказал: "Идите, но потом не убегайте, найдите меня".

    Я вошла к Плучеку, он меня братски благословил, поцеловал в лоб и сказал, что берет меня. И предупредил: мол, у нас есть такие роскошные молодые люди, как Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Андрей Миронов. "Поэтому, девочка моя, - сказал он, - будь осторожна, держись от них подальше".

    Я вышла из кабинета, Андрея я нигде не увидела и подумала зачем мне его искать, это некрасиво, да еще и после таких напутствий ушла домой. Плучек, зачислив меня в театр, разрешил мне продолжать съемки, и я сразу уехала в Германию сниматься в "Семнадцати мгновениях весны". А когда приехала через месяц, мне позвонил Андрей. Он меня отругал, как я могла не найти его в тот день, когда была у Плучека. "Мы же договорились!" Договаривался только он. Я даже не вспомнила, уже месяц прошел. Причем, месяц в Германии. Тем не менее мы встретились, погуляли, покатались на машине. Это было 22 июня 1971 года. А через неделю определили, что 30 ноября поженимся. Сначала выбрали другое число, 22 октября, но его родители очень обиделись - они уезжали на гастроли и не смогли бы прийти на нашу свадьбу".

    Екатерина Градова рассказывала про Миронова, что он был человеком со светскими манерами. И с четкими моральными критериями. После того, как было подано заявление в ЗАГС, Миронов привел Екатерину знакомиться с мамой. Мария Владимировна ничего не знала. "Она сидела в своей комнате, держала ноги в тазу, возле нее хлопотала педикюрша,  - вспоминает Екатерина. - Андрей, краснея, а я, бледнея, зашли. Я держала гигантский букет роз. Мария Владимировна сказала: "Здравствуйте, барышня, проходите. По какому поводу такое количество роз среди бела дня?" Андрей быстро схватил меня с этими розами, запихнул в соседнюю комнату: "Я тебя умоляю, ты только не нервничай, не обращай ни на что внимания, все очень хорошо", И остался наедине с мамой. Я только услышала какой-то тихий ее вопрос, его шепот. Потом вдруг она сказала: "Что?!". И гробовая тишина. У меня все тряслось от страха. Он еще что-то объяснял. И она пригласила меня войти. Говорит: "Андрей, посади свою невесту, пусть она засунет ноги в таз". Я села, ни слова не говоря. Я ничего не соображала, и Зиночка сделала мне педикюр. Если бы мне в тот момент отрезали не ногти, а целый кусок ноги, мне кажется, я бы не почувствовала. Мария Владимировна мимо меня ходила и сверлила взглядом. Потом мы быстро убежали…"

    Возлюбленные долго тайно встречались, а когда сообщили о женитьбе, в театре Сатиры словно бомба взорвалась. Андрею было тридцать лет, он женился в первый раз. По словам Градовой, Андрей был очень консервативен в браке. Воспитанный в лучших традициях "семейного дела", он не терпел, если видел, что жена курит или намеревается выпить бокал вина.

    Вскоре родилась дочь, которую назвали в честь бабушки Марией. Она была долгожданная, Андрей очень хотел ребенка. Он был нежным и заботливым отцом. Очень любил дом, красиво устроенный. Любил водить домой гостей и слушать музыку, особенно джазовую. Сам убирался в квартире. Был непритязателен в еде: достаточно было положить в овсянку ягоды или сделать свежий сок - и он был счастлив. Очень любил собак:  однажды в корзинке принес маленького фокстерьера. Назвали Марфушей. Жутко вредная была собака, а он ее обожал.

    По воспоминаниям Екатерины Градовой, Миронов не был самоуверенным и самовлюбленным. В отличие от многих актеров, любил слушать советы и иногда даже просил что-то ему подсказать.

    Андрей никогда не сказал ни про одного человека плохого слова.

    Пассивный отдых не любил. Зато любил путешествовать по миру. И всегда говорил, что не может ездить один. Ему хотелось путешествовать с близкими людьми, чтобы они разделяли с ним восторг и радость.

    Развод не был основан на неприязненных чувствах друг к другу, вспоминала Екатерина Градова."Скорее всего, он проходил на градусе какого-то собственнического импульса: была затронута самая важная для обоих струна",- добавляла она.

    Градова и Миронов развелись в 76-м году, прожив пять лет.

    Лариса Голубкина

    Через год Миронов женился на актрисе Ларисе Голубкиной и удочерил ее дочь, которую, как и родную, звали Мария.

    "У нас с Катей (Екатериной Градовой) особенной дружбы не произошло, но особых раздоров, слава тебе, Господи, тоже не было, - вспоминала актриса.-  Это совсем не тот случай, что я его отняла у нее. Андрюша ушел сначала к родителям, жил у них. Еще в 1974 году я получила ордер на квартиру, и уже в феврале он сюда переехал. Причем, Андрей есть Андрей. Было невероятно смешно. Он примчался на грузовике и привез мне унитаз импортный (дефицит!), зеленое кожаное кресло и старинную лампу. Я так хохотала!"

    Вместе Лариса и Андрей прожили четырнадцать лет. После смерти Андрея Миронова Голубкина замуж больше не выходила. "Замуж я больше не выходила, - говорит она. - После Андрюши даже смешно... И дома я ничего не трогала, не меняла. Как Андрюша устроил, так и есть".

    В последние годы жизни Андрей стал режиссером. "Я играла у него в "Феноменах", - в свою очередь, рассказывала Голубкина. - А в "Бешеных деньгах" мы оба исполняли главные роли. Я обожаю эту работу. А вот Розину, с которой начался мой альянс с Театром сатиры, я так там никогда и не сыграла. А для Андрея Фигаро стал последней ролью.

    Театр гастролировал в Риге, спектакли шли на сцене Рижского оперного театра. Мы с Машей отдыхали поблизости, в пансионате "Булдури". В тот день, 14 августа 1987 года, мы с Машей ждали его после спектакля на ужин. Маша вдруг очень занервничала, попросила, чтобы отвезли в Ригу, на спектакль. Ей показалось, что папе плохо. Так и сказала: "Он умирает". Она сидела в зале. Когда он упал, вырвалась на сцену. Потом ее как-то оттеснили, но в ней просто звериная сила проснулась. Она ехала с отцом в машине, когда его везли в больницу..."

    Мария Миронова - младшая

    Мария  Миронова сегодня очень активно снимается в кино и играет в Ленкоме. Марк Захаров уверен, что сделает из нее звезду театра.

    По словам Мироновой-младшей, сначала она пошла в Щукинское училище, по семейной традиции. "Я поступила сюда сразу после окончания школы, проучилась полтора года, а потом у меня родился Андрюша, я ушла в академический отпуск и восстановилась уже во ВГИКе,- рассказывает представительница прославленной династии. - Закончила курс Михаила Глузского. В детстве снималась только однажды, в 1982 году, мне было тогда девять лет. Играла Бекки Тетчер в фильме Станислава Говорухина "Приключения Тома Сойера".

    Когда я пришла к Марку Анатольевичу, он предложил мне сразу роль Фаншетты в "Женитьбе Фигаро". Это был для меня большой подарок, я с азартом стала учить все танцы. Мне все помогали, прекрасно встретили в театре.

    Если честно сказать, то сначала очень мучили мысли, что я не оправдаю имени отца, имени своей династии. Но чем дальше, тем яснее становится, что просто внутри есть какая-то планка: что хорошо, а что не очень. И если я даю себе поблажку, то потом очень плохо себя чувствую".

    Замужем младшая Миронова побывала дважды. Первым мужем был Игорь  Удалов - телевизионный бизнесмен. От этого брака как раз и родился сын Андрей Миронов. Маша хотела, чтобы в честь отца, которого она так любила, у сына были те же имя и фамилия.

    Вторым мужем Марии стал федеральный чиновник Дмитрий Клоков. После расставания с ним, Мария стала встречаться с актером Алексеем Макаровым сыном актрисы Любови Полищук. Но сейчас они расстались.

    Мария Голубкина

    После окончания Щукинского училища Маша Голубкина начала свою карьеру в театре, в котором когда-то играл Андрей Миронов - в театре Сатиры.

    В кино Мария дебютировала в шестнадцать лет. Ее первая роль - Настя в фильме "Ребро Адама". По настоящему Мария раскрылась как киноактриса после роли Светы в мелодраме Павла Лунгина "Свадьба" (кстати в этой картине она снялась со своей сводной сестрой Марией Мироновой). С этого времени она много снимается в фильмах и сериалах.

    Мария Голубкина до 2008 года была замужем за популярным актером и шоуменом Николаем Фоменко. У супругов родились двое  детей - дочь Настя и сын Ваня.

    Летом прошлого года в одном из глянцевых журналов было опубликовано мини-интервью актрисы о ее новом браке: "Супруг -  Андрей-летчик, но, возможно, когда-нибудь полетит в космос. Сейчас должен получить звание подполковника. Мы прихожане одного храма, вот и познакомились. Еще два месяца назад я и не думала о свадьбе. Однажды он подарил мне интересное кольцо с жемчужиной, которое стало обручальным. Моя свекровь настояла на белом платье. Хотелось ей все, как у людей - первый раз сына женит. Мы совершили свадебный ритуал всех летчиков и космонавтов - к памятнику Юрия Гагарина в Звездном городке возложили ромашки. Живем раздельно: муж - в служебной квартире, а мне не хочется бросать свой дом. Я приезжаю к нему, он приезжает ко мне. Никита Михалков прислал корзину цветов на свадьбу".

    Поделиться