06.01.2014 08:00
    Поделиться

    Восемь знаковых фильмов в истории кино

    6 января 1896 года произошло знаковое событие: братья Люмьер впервые в большом зале показали свой фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". 49-секундная картина произвела настоящий фурор: благодаря ей Огюст Луи Мари Николя и Луи Жан были признаны родоначальниками кино, а сам фильм стал каноническим произведением. После выхода "Прибытия поезда" энтузиасты начали снимать подобные фильмы на разных вокзалах мира.
    "РГ" собрала факты о фильмах, появление которых стало важными вехами развития кинематографа.
    Самый первый фильм

    Первую в мировой истории кинокартину снял в 1888 году француз Луи Лепренс, проживающий в Англии. Она называлась "Сцена в саду Раундхэй". Во время ее создания применялась новая для той эпохи технология - изображение попадало на бумажную пленку, покрытую фотоэмульсией, которую изобрели в 1884 году. Фильм был рекордно коротким - он длился 1,66 секунды. За это время Луи Лепренс запечатлел прогулку в саду сына, тещи с мужем и друга семьи.

    Судьба первого кинематографиста печальна: 16 сентября 1890 года он, только-только получивший патент на изобретение, пропал в поезде, следующем из Дижона в Париж. Ни его тело, ни багаж не были найдены. Кстати, известно, что француз снял еще один фильм - "Движение транспорта по английскому мосту Лидс", но мир его так и не увидел.

    Первый российский художественный фильм

    В России первый художественный фильм "Понизовая вольница" сняли в 1908 году. Картина имеет и другие названия - "Стенька Разин", "Стенька Разин и княжна". Это экранизация фрагмента пьесы Василия Гончарова, которая была написана по мотивам песни Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень". Сюжет фильма таков: Стенька Разин одерживает победу над персами, берет в плен персиянку, влюбляется в нее. Ватага разбойников движется на Дон, но из-за пассии главаря постоянно закатываются пиршества. Есаулы подбрасывают Разину поддельное письмо, в котором сказано, что княжна ему изменяет. Стенька кидает персиянку "в набежавшую волну".

    О том, что происходит в фильме, повествуют титры. В конце картины применена монтажная склейка - она скрывает подмену актрисы, которую бросают за борт, манекеном.

    Фильм сняли на озере Разлив; в нем снялись актеры Петербургского народного дома. В общей сложности в массовке было занято 150 человек. Во время премьерного показа 28 октября 1908 года картину демонстрировали под музыку, которую написал Михаил Ипполитов-Иванов для постановки пьесы в театре "Аквариум". Это было расценено владельцами театра как нарушение прав.

    Первый звуковой фильм

    Патент на систему звукового кинематографа, которая впоследствии стала революционной, был получен еще в 1919 году. Однако кинокомпании ее не использовали - боялись удорожания производства и потери кассовых сборов от зрителей в других странах.

    В 1921 году в нью-йоркском кинозале показали полнометражный фильм "Улица грез", где был один песенный эпизод и шумы толпы. Однако днем рождения звукового кино официально считается 6 октября 1927 года - день премьеры картины "Певец джаза" компании Warner Brothers. Для нее это был не первый звуковой проект, однако в "Певце джаза", помимо музыкальных номеров исполнителя главной роли Эла Джонсона, были еще и его реплики. Этот фильм стал первым полнометражным кино со звуком - прежде были лишь короткометражки.

    Первый мультипликационный фильм

    Такой статус, по разным данным, имеют три картины: "Юмористические фазы веселых рожиц", "Отель с призраками" и "Фантасмагория". Есть версия, что первым графику и технику кино начал сочетать еще до 1900 года Джеймс Стюарт Блэктон. В 1906 году он использовал новый прием "оживления предметов" в своем фильме "Юмористические фазы веселых рожиц", а в 1907 году - в "Отеле с призраками".

    Все же последние наработки и приемы того времени были применены в картине "Фантасмагории" французского карикатуриста Эмиля Коля, показанной 17 августа 1908 года. Именно ее большинство экспертом считают первым в мире мультфильмом. Его создали при помощи темных линий на белой бумаге. Более 700 рисунков отпечатали на негативе, благодаря чему получился эффект рисования мелом. Получился 1,5-минутный фильм.

    Первый сохранившийся цветной фильм

    Это короткометражная картина "Танец Лои Фуллер", снятая в 1894 году. Изначально фильм был черно-белым, а спустя два года его покадрово вручную раскрасили кисточкой. Сюжет короткометражки прост - танцовщица Аннабела Мур исполняет "змеиный танец" (который назвали именем Лои Фуллер, исполнившей его первым). Аннабела использовала длинные покрывала, которые окрашивались в разные цвета электрическими прожекторами.

    Первым коммерчески успешным цветным фильмом, созданным в 1902 году Жоржем Мельесом, стало "Путешествие на Луну", также раскрашенное вручную.

    Первый фильм с эффектом 3D

    Первым стереофильмом, который был продемонстрирован публично на коммерческом сеансе, считается "Сила Любви". Премьера прошла в кинотеатре отеля "Амбассадор" в Лос-Анджелесе 27 сентября 1922 года. Эффект достигался при помощи показа с двух кинопроекторов, крутивших две пленки в красно-зеленом анаглифе. Зрителям выдавали двухцветные очки. К сожалению, стереоскопическая версия картины считается утраченной.

    1952 год считается началом "золотого века" стереокинематографа - именно в это время свет увидел первый стереоскопический цветной фильм "Bwana Devil", снятый по технологии Natural Vision. Картину также демонстрировали с помощью двойного проектора, и с использованием поляроидных фильтров. Вторая волна стереокинематографа связана с именем Арха Оболера, снявшего в 60-е годы фильм "Пузырь" с применением новой технологии Space-Vision 3D. В этом варианте фильмы печатались на одной пленке, а для их показа нужны были специализированные линзы для проекторов.

    Первый российский фильм в формате 3D появился в феврале 1941 года - это была картина "Земля молодости" Александра Андриевского, снятая по системе Семена Иванова (изобретателя советской системы стереоскопического безочкового кинематографа).

    Самый кассовый фильм

    На сегодняшний день это "Аватар" Джеймса Кэмерона (2009 год), собравший, с учетом специальной версии 2010 года, почти 2,8 миллиарда долларов. Второе место занимает картина того же режиссера "Титаник", снятая в 1997 году (сборы - около 2,2 миллиарда), третье - фильм "Мстители" Джосса Уидона (2012 год, более 1,5 миллиарда).

    Всего же миллиардный рубеж по сборам за всю историю кинематографа преодолели 17 фильмов. Единственный мультфильм в этом списке - "История игрушек: большой побег".

    Самый дорогой фильм

    Дороже всего кинематографистам обошлись съемки "Пиратов Карибского моря: На краю света" (300 миллионов долларов). Картину, увидевшую свет в 2007 году, снял режиссер Гор Вербински. В прокате "Пираты" заработали в три раза больше - 960 миллионов.

    Также в тройку самых дорогих фильмов входят "Возвращение супермена" (2006 год, стоимость - 270 миллионов долларов, сборы - 391 миллион) и мультфильм "Рапунцель: Запутанная история" (2010 год, затраты - 260 миллионов, сборы - более 590 миллионов).

    Поделиться