02.01.2014 10:45
    Поделиться

    Как Светлана Дружинина снимала легендарных "Гардемаринов"

    Сегодня свой день рождения отмечает главный гардемарин страны - актер Сергей Жигунов. Он родился 2 января 1963 года в Ростове-на-Дону. Снялся почти в 50 фильмах, еще 20 продюссировал, а в 2012-2013 годах экранизировал "Трех мушкетеров" Дюма. Существует двухчасовая киноверсия фильма, уже вышедшая на экраны, и телевизионный вариант- десять 45-минутных серий. "Звездной" же работой Жугинова стала трилогия о приключениях гардемаринов. Первая часть "Гардемарины, вперед!" вышла на экраны 1 января 1988 года, вторая - "Виват, гардемарины!"- в 1991 году. Год спустя появилась и заключительная часть - "Гардемаины III".

    "РГ" собрала самые любопытны факты о съемках знаменитого фильма.

    1. Режиссер трилогии Светлана Дружинина рассказывала, что вообще не планировала снимать эту историю. "Когда Нина Соротокина (в то время - инженер-сантехник) принесла мне сценарий "Трое из Навигацкой школы", я долго не могла прочитать эту пухлую папку,- вспоминала Дружинина.-  А вскоре в моей квартире случился пожар, во время которого погибло много книг. И только рукопись Нины осталась цела и невредима. Это был знак свыше. Я поняла, что должна сделать "Гардемаринов", чего бы мне это ни стоило". Над адаптацией сценария для постановки трудились три автора: сама Нина Соротокина, Светлана Дружинина и писатель Юрий Нагибин.

    2. О том, как появилось название, Дружинина рассказывала так: "Я была дружна с писателем Вениамином Кавериным. Помню, он всегда любил говорить: "Давайте, гардемарины, вперед!". И мне это очень нравилось. Он даже в свои "Два капитана" эту фразу вставил. И когда я начала работать над сценарием "Трое из Навигацкой школы", то вдруг подумала: "Почему бы не вспомнить Каверина?!". Его присказкой я и назвала сериал."

    3. Когда съемки картины только начинались, актерский ансамбль выглядел иначе. Другой актер играл князя Оленева, Алешу Корсака играл Юрий Мороз (впоследствии режиссер сериала  "Каменская"), Софью - Марина Зудина. Сама Дружинина должна была предстать в образе мятежной Анны Бестужевой. Этот расклад нарушил уход из картины Юрия Мороза. Он тогда учился на режиссерских курсах и должен был снимать дипломную работу. Вскоре покинула картину Зудина. И тогда в картине появились Дмитрий Харатьян, Ольга Машная и Владимир Шевельков. От роли Бестужевой за неделю до съемок Дружинина отказалась сама, решив, что не следует мешать профессию режиссера и актрисы. Благо платья, пошитые для Светланы Сергеевны, на ее преемнице Нелли Пшенной сидели как влитые. А роль Белова досталась Сергею Жигунову только потому, что в ней не смог сниматься Олег Меньшиков.

    Сергей Жигунов в то время только закончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звездным часом. "Я потом смотрел фильм - нет, с подобной отдачей больше никогда не работал", - вспоминает Сергей Жигунов.

    4. Песни к "Гардемаринам" сочинили композитор Виктор Лебедев (он же автор песен к фильму "Небесные ласточки") и поэт Юрий Ряшенцев ("Д'Артаньян и три мушкетера"). Одна из самых трогательных композиций -  "Голубка". "Она была написана по просьбе Миши Боярского, - вспоминает Ряшенцев. - Ему хотелось сыграть последнюю любовь стареющего Д'Артаньяна, спеть прощальную песенку мушкетера, попавшего в русские снега". А знаменитое "ланфрен-ланфра" - это ничего не значащая абракадабра, часто используемая в старинных французских песнях. То же самое, что и "ой-лю-ли" - в русских.

    5. Съемки фильма начались в мае 1986 года, но уже через месяц-полтора остановились. После одной из репетиций на природе Дружинина решила покататься верхом. Слезая с лошади, она поскользнулась, упала и сломала ногу. Дальше снимать ей пришлось на костылях.

    6. Княжеский дом, из которого шевалье де Брильи увозил Анастасию Ягужинскую, - это Академия сельскохозяйственных наук, расположенная в здании дворца Юсупова в Б. Харитоньевском переулке в Москве.

    7. Во время подготовки к съемкам Сергея Жигунова призвали в армию. Но попал он в кавалерийский полк - единственную воинскую часть в стране, откуда бойца можно пригласить на съемки в кино в любое время. Зато армейского обычая быть стриженным "под ноль" Сергею избежать не удалось. В середине съемок гардемарин Белов лишился шикарной шевелюры. В некоторых сценах его кудри заменяет парик.

    8. Однажды Сергей Жигунов предложил самому опытному фехтовальщику, участвующему в съемках, сразиться с ним по-настоящему. Тот долго отнекивался, но в конце концов согласился. Во время боя Жигунов не по правилам подбил клинок соперника, и его шпага угодила Сергею прямо под бровь. И в последующих сценах оператору пришлось прибегать к всяким хитростям, чтобы раненый глаз Жигунова не попадал в кадр.

    9. В "Гардемаринах, вперед!" Жигунов говорит голосом Олега Меньшикова. В "Виват, гардемарины!" его героя озвучил Александр Домогаров. Так захотела режиссер.

    10. Дмитрий Харатьян пел в "Гардемаринах" не только за себя, но и за Жигунова. За Шевелькова это делал Олег Анофриев, за Татьяну Лютаеву - Елена Камбурова. Сводный хор гардемаринов - это группа "Доктор Ватсон".

    11.Владимир Шевельков попал на съемочную площадку позже всех. Принять предложение Дружининой Шевелькова уговорили Жигунов и Харатьян: "Давай соглашайся. Актеры хорошие подбираются. В самом деле - давай приезжай, а то еще неизвестно, кого нам подсунуть могут". Шевельков , впрочем, оказался единственным из гардемаринов, кто остался недоволен своим участием в фильме - роль Никиты Оленева он считает своим актерским провалом, несмотря на то, что его персонаж очень полюбился зрителям. "Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней - случайным, - говорит актер. - "Гардемарины" мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ мне не предлагали".

    Понятно, что и с Дружининой у Шевелькова отношения не сложились, и когда та задумала снимать продолжение фильма, на роль третьего гардемарина она пригласила другого актера. Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в приключениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм "Виват, гардемарины!", вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.

    12. Татьяна Лютаева, сыгравшая Анастасию Ягужинскую, как и Жигунов, пришла на съемочную площадку прямо со студенческой скамьи, едва получив диплом ВГИКа. И первая же роль в кино сделала ее знаменитой.  После выхода фильма на экраны мужчины не уставали признаваться Татьяне в любви - и не только в письмах, но и на улице совершенно не давали прохода. Такое внимание актрисе, безусловно, было приятно, но шансов у поклонников не было. Уже на момент съемок фильма Лютаева ждала ребенка, и в некоторых эпизодах картины она снималась уже будучи на последних месяцах беременности. Правда, благодаря пышным платьям это незаметно.

    13. У  Нины Соротокиной шевалье де Брильи - довольно несимпатичный и унылый человек, но персонаж, который создал на экране Михаил Боярский, получился настолько ярким и обаятельным, что многие зрители недоумевали, почему Анастасия Ягужинская предпочла ему гардемарина. На съемках с Боярским произошел забавный случай: за актерами даже в глухих лесах постоянно следовала большая группа поклонников, зачастую мешавших работать. Когда снимали знаменитую сцену в бане, откуда де Брильи должен был выскочить голым, зевак постарались разогнать, но это оказалось невозможным - те сумели спрятаться за кустами. Так случилось, что именно на них выскочил голый Боярский, увидел и - с хохотом помчался обратно на съемочную площадку, где, кстати говоря, тоже находились дамы, которым спешно пришлось отвернуться. Кстати, именно Боярский с самого начала предрекал фильму успех, все остальные актеры относились к "Гардемаринам" как к обычному детскому кино.

    14. Евгений Евстигнеев, сыгравший канцлера Бестужева, уже был в то время очень болен. Он входил в кадр без репетиций, совершенно не зная текста, и с ходу под суфлера играл совершенно гениально.

    15. Ольга Машная сыгравшая Софью, вспоминала: " Забавным было наше свидание в лесу с Алешей - Димой Харатьяном. Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену - снимали через веточки, листочки. Я бегу навстречу Алеше, бегу-бегу, березки-кустики - и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, пленка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу. И вот я с Алешей встретилась, обнимаю так, чтобы всего его ощутить, но не целую, а Харатьян удивляется: "Почему? Давай, как в Голливуде! " А мне хотелось не как в Голливуде, а такую настоящую русскую женщину сыграть, которая "и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет", у которой любовь - это и нежность, и жалость, и страсть. Такой я видела свою Софью. Сняли любовь и как в Голливуде, и как по-русски. В картину вошел мой вариант".

    16. По словам актера Виктора Борцова (Савва Игнатьевич из "Покровских ворот"), он никогда не забудет съемки в "Гардемаринах".  "Я на них чуть не погиб,- говори он. -  Снимали эпизод, где я управляю каретой, в которой сидят гардемарины. И вот в один из дублей карета задними колесами задевает за бордюр, а я, не удержавшись, лечу - головой вниз! Теряю сознание... Слава Богу, одно место перевесило, приземлился на него. Прихожу в себя: лошадь меня долбает! И как я только голову успел руками закрыть?.. Полгорода это видело. А вытащил меня из-под лошади один шофер из киногруппы".

    17. Светлана Дружинина вспоминала, как порой актеры поправляли ее, не позволяя "осовременивать" фильм: "Мы снимали сцену с участием Бестужева (Евгений Евстигнеев) и Елизаветы Петровны (Наталья Гундарева). Они медленно шли по анфиладе, и я их поторопила. Актеры посмотрели на меня с укоризной. В костюмах весом с десяток килограммов, тяжелых париках и в не таких уж просторных, как кажется со стороны, помещениях идти быстрее просто невозможно! А там, где медленный темп движения, там и речь иная. Поэтому Гундарева и Евстигнеев невольно перешли в ритм того времени, которое играли. Перешли очень точно!"

    18. Постановщиком трюков в фильме был Владимир Балон, игравший верного слугу Брильи. Съемки самого длинного куска, когда гардемарины сопровождают принцессу Фике (Кристина Орбакайте) в заснеженном лесу, проходили в конце декабря в Битцевском парке. Самый эффектный трюк - когда Дмитрий Харатьян прокалывает слугу Брильи брошенной шпагой. Один из самых динамичных эпизодов - схватка гардемаринов с людьми Брильи на мельнице. Оружием служило все: пистолеты, шпаги, пустые бочки, мешки, оглобли, корзины... Князя Оленева вооружили деревянной лопатой для разгрузки зерна. Она очень напоминала весло. Каскадеры падали с высоты второго этажа на  обыкновенные картонные коробки. "Тогда не было еще специальных западных подушек, они не укладывались в наши кинематографические сметы", - вспоминает Светлана Дружинина.

    19. На съемках "Гардемаринов-III"  запоминающаяся история случилась с актером Александром Домогаровым. "Там есть эпизод, когда наши гардемарины во главе с Пашей Гориным (Домогаровым) гонят пруссаков,- рассказывает Дружиина. - Снималось это под Москвой, в Алабино, на экспериментальном танкодроме, среди болот. Через болота можно проскакать только по накатанному между гусеницами танков "гребешку". Ко всему прочему, во время съемок должны были взрываться мощные пиротехнические заряды. Взрывать их можно только за ухом коня, чтобы конь не видел сам взрыв. Иначе он шарахается в сторону и по уши уходит в эту жуткую болотную грязь. И вот - "Мотор! Начали!..". Взрывы - один, второй, третий!.. А взрывники - люди азартные!.. Все в дыму! Где ухо лошади - не разглядишь!.. Естественно, лошадь Домогарова шарахнулась в сторону. И когда дым рассеялся, мы увидели, как он дергает ее за узду, лошадь вытаскивает из грязи морду, но весь круп тонет. Тогда он бьет ее шпорами, лошадь вытаскивает хвост, весь в грязи, но ныряет мордой. Саша на ней - как оловянный солдатик на коняшке-качалке. А по берегу носится тоже обезумевшая от ужаса художник по костюмам Марина Патеновская и кричит: "Не смей падать в грязь! У меня для тебя единственный костюм!" Домогаров по сценарию должен был выхватить пистолет и застрелить пруссака, настигающего Корсака. Я кричу: "Стреляй!" Патеновская кричит: "Не смей падать!" Мукасей (оператор) орет: "Не мешайте, бабы! Выйдите вон из кадра!.." В общем, Домогарова засасывала трясина, и пистолет он выхватить не смог. Вытащили мы его на берег. У художника по костюмам началась истерика. Набежали костюмеры, начали стаскивать с него единственные ботфорты, единственный роскошный голубой камзол. Все в единственном варианте! Саша успел сказать: "Только трусы оставьте!.." Принесли воду, стали его обливать, отмывать прямо тут, на траве. А это же грязь с мазутом! Это же дизельное топливо, которым заправляют амфибии! Самое ужасное, что назавтра надо было все-таки снять сцену, где он выхватывает пистолет и стреляет. Выхватывать не из чего - костюм в ужасном виде!.. Надо отдать должное нашему директору Галине Мельник, которая собрала в целлофановый мешок эту грязь и слизь, вечером объездила все фабрики-чистки, уговаривая: "Это же "Гардемарины"!" На следующее утро на вешалочке висел великолепный бирюзовый камзол с разглаженными кружевами. И гардемарин Паша Горин наконец-то выхватил пистолет и выстрелил! Правда, на берегу, на крупном плане, не на лошади".

    20. Вспомнить, сколько им заплатили за фильм в то "голодное время", актеры потом не смогли. "По меркам тогдашнего зарождавшегося кооперативного кино гонорар был мал", - говорит Дмитрий Харатьян, которому приписывали покупку после "Гардемаринов" джипа и квартиры. Харатьян и Жигунов больше заработали на концертах, с которыми потом объездили всю страну. У них было по 200 выступлений в год.

    Поделиться