25.12.2013 22:18
    Поделиться

    Уральские ученые придумали, как освободить города от пробок

    На Урале придумали, как освободить города от автомобилей

    Каждое утро почти треть времени на дорогу от дома до работы я трачу на пересечение всего одного перекрестка - второстепенной улицы Шварца с главной, Белинского. На главной, игнорируя светофор и возмущенные сигналы водителей, которым горит зеленый, полустоит-полудвижется армада машин. Этот неиссякаемый железный поток, прибывающий из предместий Екатеринбурга, - один из тех, что каждое утро вливается в город с четырех сторон. С каждого направления, по данным мэрии, - более 40 тысяч автомобилей.

    Ежедневно в Екатеринбург, где на тысячу жителей приходится 450 авто, а всего зарегистрировано более 710 тысяч машин, прибывает еще примерно 250 тысяч. Как тут избежать дорожных заторов, роста аварийности, дефицита парковочных мест? Очевидно, что при бурной автомобилизации Екатеринбурга (ежегодный прирост автопарка - более 20 процентов) эти проблемы будут только обостряться.

    - Сегодняшний транспортный хаос в крупных городах - последствия ликвидации отраслевых институтов автотранспортной инфраструктуры. Раньше они участвовали в проектировании городской застройки и просчитывали воздействие автотранспорта на городскую среду, пропускную способность улиц. Теперь такого расчета никто не делает, а последствия мы можем наблюдать каждое утро и каждый вечер в направлении всех жилых районов Екатеринбурга, - пояснил заместитель директора научно-производственного центра (НПЦ) автомобильного транспорта Уральского федерального университета Анатолий Ческидов. - Это чтобы вам были понятны причины сложившейся ситуации. Заторы, рост ДТП и травматизма, воздушное и шумовое загрязнение и многие другие сопутствующие факторы будут нарастать.

    А теперь о том, как это можно исправить. Сотрудники НПЦ из числа специалистов расформированных отраслевых НИИ автотранспортного профиля в течение нескольких лет на примере Екатеринбурга и других городов УрФО высчитывали, куда устремляются автомобильные потоки. Выяснилось, что основная масса автомобилей - частные (70-80 процентов трафика) - движутся большей частью к объектам соцкультбыта: детсадам, школам, вузам, поликлиникам, спортивным, культурным, торговым центрам. Но из-за того, что автотранспортная доступность этих учреждений не просчитывалась при проектировании, возникает дорожный хаос и все сопутствующие проблемы.

    Решать их власти пытаются традиционным способом: расширяют проезжую часть, строят развязки, а когда и эти объекты перестают переваривать транспортные потоки, приходится снова расширять и строить, насколько позволяет застройка. Тупиковый путь, особенно учитывая, что в историческом центре уральской столицы улицы неширокие.

    Решение оказалось неожиданным, и таится оно в оптимальном соотношении радиусов застройки и радиусов автотранспортной доступности, которое рассчитали специалисты НПЦ. "Золотое" правило подсказало: чтобы выйти из замкнутого круга, нужно автомобили вывести на периферию. А для этого социально-бытовые учреждения также сконцентрировать за пределами города.

    Авторы идеи предлагают построить в 30-50 километрах от Екатеринбурга в направлении Челябинска, Перми, Нижнего Тагила и Кургана компактные и комфортные поселения, рассчитанные на 5-10 тысяч жителей. Подходящие площадки имеются. Каждый из четырех микрорайонов такого города представляет собой, по сути, один большой многоэтажный дом-шестиугольник. На первых этажах во внутреннем круге располагаются магазины, поликлиники, детские сады, учреждения образования и культуры. При этом все социальные потребительские запросы можно удовлетворить в одном месте, вблизи от дома, утверждают разработчики проекта.

    Города-спутники - это, помимо всего прочего, наукограды с разной специализацией. Уже разработаны проекты макрорайонов точных наук, вузовской науки, медицины. Жизнь в таком городке построена на принципах общественного самоуправления.

    Внутри жилого многоугольника - общественно-культурный центр, где размещены и все структуры самоуправления. Внешнее кольцо - парковая зона со стадионами, бассейнами, спортивными и детскими площадками, коммунально-бытовой зоной, обеспечивающей город необходимыми для жизни ресурсами, еще дальше - сельскохозяйственный пояс, поставляющий жителям продукты. Автомобили в таком городе не нужны, разве что спецмашины аварийных служб, - поселение можно обойти пешком.

    Для выезда за пределы жилого городка можно заказать такси, арендовать автомобиль в местной прокатной фирме или воспользоваться электричкой - города-спутники предлагается расположить рядом с действующими железнодорожными ветками. Электропоездами и будут пользоваться примерно 70 процентов мужчин, рабочее место которых находится в Екатеринбурге. Остальные представители сильной половины обеспечат жизнедеятельность города-спутника, где остаются женщины и дети. Поскольку прежней необходимости в автомобильных поездках в Екатеринбург не станет, то и улицы областного центра станут намного свободнее от машин, утверждают разработчики проекта. По их расчетам, примерно на 300 тысяч автомобилей.

    Но вот осуществима ли эта идея? В правительстве Свердловской области и администрации Екатеринбурга к ней отнеслись скептически. Дескать, проект оторван от реальности. Но ведь реальность как раз такова, что сотни детей в этом году стали жертвами ДТП. А в городе-спутнике без автомобилей детский и вообще дорожный травматизм попросту исключен. К тому же ведь и нынешняя градостроительная практика тоже не учитывает реалий и еще больше загоняет город в транспортный коллапс. Идея чиновников, связанная с выводом промышленных предприятий за город с тем, чтобы разгрузить дороги и решить экологические проблемы, так и не реализована, потому что переселить заводы чрезвычайно трудно и затратно.

    - Заводы надо оставить в покое, а переселить людей - это гораздо проще и экономичнее. Недостатка в желающих не будет, особенно среди молодежи. Главная проблема для них - жилищная, а в городе-спутнике квартиры в несколько раз дешевле, чем в Екатеринбурге. Там нет дефицита детских садов и школ. К тому же для молодых привлекательно современное, инновационное жилье - своего рода дом-компьютер, где на службе человека все новейшие технологии, в том числе образовательные, - перечислил Анатолий Ческидов.

    Картинка из будущего. Может быть, это и пугает местных чиновников. Зато к идее екатеринбуржцев проявляют настойчивый интерес представители мэрии Уфы, администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского края и даже второго по величине города Свердловской области - Нижнего Тагила. Просят приехать и изложить подробности исследований, ознакомить с деталями проекта. Так что специалисты НПЦ собираются в командировки.

    Кстати

    В Свердловской области начали разработку проекта стратегии развития регионального транспортного комплекса до 2030 года. Документ предполагается подготовить к осени 2014 года. Ранее была принята концепция развития транспортно-логистической системы региона до 2030 года, заканчивается разработка комплексной схемы организации транспортных потоков Екатеринбургской агломерации во взаимосвязи с социально-экономическим развитием региона, точками его роста. Предложения специалистов НПЦ автомобильного транспорта при разработке этих документов во внимание приняты не были.

    Поделиться