23.12.2013 23:40
    Поделиться

    Илья Семин: Потенциал роста бизнеса заложен не в сырьевом экономике

    Несмотря на финансовый кризис, многочисленные административные и бюрократические проблемы, число предпринимателей в стране ежегодно растет. Какие вопросы сегодня решает бизнес-сообщество, что в планах на 2014 год, "РГ" рассказывает вице-президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Илья Семин.

    Российская газета: Накануне Нового года хочется говорить о позитивных тенденциях. В течение 2013-го были какие-то изменения, которые улучшили условия для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса?

    Илья Семин: Позитивных изменений достаточно много. Например, принципиально важным для улучшения делового климата стало решение заморозить тарифы естественных монополий. Это одна из структурных проблем нашей экономики, и то, что правительство на это пошло, во многом результат многолетней работы в этом направлении членов общественной организации "Деловая Россия". Положительные тенденции и в части сокращения сроков и стоимости присоединения к энергосетям. Например, в Москве предельный срок подключения модельного объекта сократился до 195 дней вместо 251 дня, количество процедур уменьшилось с 9 до 5, а стоимость сократилась до 426 тыс. руб. Совместно с коллегами из других бизнес-сообществ нам удалось добиться пересмотра решения по двухкратному повышению страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. И новый порядок с 2014 года уже вступает в силу. Своевременно приняты поправки в закон, дополнительно освобождающий индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, от ведения бухучета, а малые предприятия - юридические лица теперь смогут вести упрощенный бухгалтерский учет. Отдельно установлено, что упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности может применяться малыми предприятиями вне зависимости от осуществляемых ими видов деятельности. За этот год в стране принят ряд важных документов, способствующих цивилизованному развитию и защите бизнеса. Это - закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", который впервые ввел в правовое поле институт бизнес-омбудсменов - на федеральном и региональных уровнях. Другой важнейшей законодательной новеллой и достижением считаем принятие закона о федеральной контрактной системе. Он позволяет уйти от выбора дешевых компаний-однодневок по минимальной необоснованной цене - это практиковалось раньше - к стимулированию выбора высокого качества и долгосрочным инвестициям. И мы будем оказывать общественную поддержку новой системе организации закупочной деятельности. Два года исполнилось реализации Национальной предпринимательской инициативы. Уже можно отметить очевидные успехи, особенно в части улучшения налогового администрирования, подключения к энергосетям и регистрации собственности. И в целом все эти решения отразились в том, что страна поднялась на 92-е место в рейтинге Doing Business.

    РГ: Какие сферы экономики сегодня вы считаете наиболее перспективными для развития предпринимательства ЦФО?

    ИС: Убежден, что главный потенциал роста заложен не в сырьевых отраслях экономики. Если говорить о ЦФО - с учетом ближайших рынков сбыта - я бы назвал наиболее перспективными строительный бизнес, фармацевтику и производство продуктов питания. Здесь сосредоточено наибольшее количество инвестиций с точки зрения их окупаемости и кумулятивного эффекта для смежных отраслей. Кроме этого, довольно интересна для развития бизнеса и транспортная инфраструктура, так как в Центральном федеральном округе находится крупнейший транспортный центр - Москва. Многие регионы "заточены" на московский рынок или на рынки, доставка в которые осуществляется через столицу. Поэтому транспортная инфраструктура была и будет перспективным видом бизнеса.

    РГ: Насколько необходима предпринимателям поддержка со стороны региональной власти?

    ИС: В нынешних условиях важнее, чтобы власть не мешала работать, не создавала дополнительные административные барьеры, не накладывала на предпринимателей необоснованные социальные нагрузки. Ведь только за счет частного бизнеса возможен рост государства и ВВП. Любой другой подход ведет к тупику. Мы всегда говорили, что поддержка предпринимательства и улучшение делового климата должны быть для власти приоритетной задачей. Перед чиновниками необходимо ставить конкретные вопросы: как они привлекают к себе инвесторов, что сделал губернатор или глава муниципалитета для строительства, скажем, завода на вверенной ему территории? "Деловая Россия" совместно с коллегами из других бизнес-объединений подключилась к реализации Национального рейтинга предпринимательской инициативы, который призван стать единым измерителем усилий регионов по улучшению делового климата. Ведь картина по России достаточно неоднородна. Для ЦФО есть наглядные примеры - Кострома и Рязань. Руководство первого региона активно пытается привлекать на свою территорию дополнительные инвестиции, регулярно об этом говорит и проводит работу с бизнесменами. И благодаря этому за полтора года удалось сделать местный бюджет менее профицитным. По данным 2012 года, рост инвестиций в экономику региона составил 41%. Это третье место в Центральной России по темпам роста. В Рязани же вопросы и проблемы бизнеса не самые важные и остаются на периферии в работе органов госвласти.

    РГ: Что мешает успешному развитию малого и среднего бизнеса?

    ИС: Во-первых, непредсказуемость и постоянное изменение правил ведения бизнеса в России. Мы, к сожалению, часто можем наблюдать примеры переменчивых решений чиновников, которые не позволяют планировать долгосрочную перспективу. Бизнесу нужны понятные правила игры.

    Во-вторых, административные барьеры. Предприниматели и так испытывают чрезмерную нагрузку, которую ни в коем случае нельзя увеличивать.

    В-третьих, это ментальная проблема: в России до сих пор отношение к бизнесу скорее негативное в обществе, а предпринимательство в целом не стало тем социальным классом, к которому бы относились бережно и который бы обеспечивал большую часть бюджета страны. И в-четвертых, пока на деле не удается избавиться от сырьевой зависимости экономики, вследствие чего в стране не уменьшается доля госсектора, а значит, не развивается ключевой институт рыночной экономики - конкуренция. Именно поэтому на июньском национальном бизнес-форуме мы убедили правительство обратить особое внимание на проблему развития конкуренции, приняли соответствующую дорожную карту, и сейчас приступаем к внедрению нового проекта - стандарта развития конкуренции в регионах. Возвращаясь к имиджу предпринимательства: конечно, наша бизнес-организация занимаемся популяризацией имиджа предпринимателя. Например, у нас есть проект "Истории успеха" - успешные люди, бизнесмены посещают школы, университеты, где рассказывают молодежи о своих предпринимательских достижениях и дают советы в части открытия собственного бизнеса. Кроме этого, мы предлагали провести Год предпринимателя в России. Пока не были услышаны. Но думаю, перспективы есть в этом направлении.

    РГ: Как Вы оцениваете кредитную политику ведущих российских банков, сотрудничающих с малым и средним бизнесом?

    ИС: Здесь я, пожалуй, соглашусь с той оценкой, которую дал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в свой статье "Время простых решений прошло". В ней он фактически зафиксировал монопольное положение определенного числа госбанков, имеющих почти неограниченный доступ к госденьгам. В свою очередь, это приводит к недостаточной конкуренции в банковском секторе. Конечно, у каждого крупного банка есть свой продукт для развития малого и среднего бизнеса, но мы фиксируем, что условия кредитования в этом секторе, по сравнению со странами-конкурентами - Казахстаном, Польшей, Германией и другими странами ЕС - существенно уступают. И ставки пока еще достаточно высоки при том, что полноценное проектное финансирование у нас до сих пор отсутствует.

    Досье

    1985

    Родился в Костроме.

    2007

    Окончил Костромской Государственный Технологический Университет по специальности экономика и управление.

    2012

    Окончил Российскую Академию народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), факультет социологии управления.

    2005

    Эксперт отдела делового образования Торгово-промышленной палаты (ТПП) Костромской области.

    2008

    Руководитель региональной информслужбы общероссийской общественной организации "Деловая Россия", спустя несколько месяцев - директор департамента "Деловой России" по работе с регионами.

    2011

    Вице-президент "Деловой России".

    2012

    Советник Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова по формированию региональной сети и подбору кадров для Института бизнес-омбудсмена.

    2012

    Вице-президент и руководитель исполкома "Деловой России". Вошел в генсовет и координационный совет бизнес-организации.

    Дословно

    Владимир Путин, президент РФ :Деловая среда в стране стремительно улучшается, а вести бизнес становится проще. Уже есть очевидные результаты. Вы знаете, они отражаются в международных рейтингах. Но дело, конечно, не в этих рейтингах. Принципиально важно, что процедуры ведения бизнеса действительно становятся удобнее.

    Кстати

    Федеральные министерства одобрили идею освобождения от налогов и страховых взносов на два года начинающего индивидуального предпринимателя. Предполагается, что такие меры позволят привлечь в сферу индивидуального предпринимательства как можно больше россиян. Двухлетний срок предоставления льгот выбран не случайно. Именно на первые два года деятельности приходится максимальное число решений о закрытии бизнеса, отмечают в минэкономразвития. В эксперименте примут участие не меньше десяти пилотных регионов

    Поделиться