23.12.2013 23:40
    Поделиться

    Бизнес прокомментировал текст закона о налоговом контроле фининститутов

    Банки считают законопроект о налоговом контроле финансовых институтов слишком жестким
    Недавний отзыв лицензий у Инвестбанка, Смоленского банка и Банка проектного финансирования очередной раз напомнил о необходимости скорейшей доработки ко второму чтению проекта федерального закона о налоговом контроле финансовых институтов. Свои предложения и замечания к тексту законопроекта имеет и бизнес-сообщество.

    Так, по мнению заместителя председателя экспертного налогового совета ТПП РФ Дмитрия Фадеева, отдельные статьи законопроекта расходятся с главными тенденциями налогового администрирования, изложенными в "Основных направлениях налоговой политики РФ до 2016 г.": сокращением количества выездных налоговых проверок, развитием аналитической составляющей в контрольной работе налоговых органов и переходом на электронное взаимодействие с юридическими лицами. Формулировка некоторых статей предполагает наличие фискального интереса налоговых органов, осуществляющих проверку банка. Так, в ст. 105.27 зафиксировано, что акт проверки "должен быть составлен", а в нем "должны быть подтверждены факты нарушения". Его следует сформулировать иначе, например, по аналогии со ст. 101.4 НК РФ, где установлено, что акт проверки составляется в случае выявления нарушения.

    "ТПП РФ считает нецелесообразным включать осмотр помещений, а также запрос документов у третьих лиц в контроль исполнения банками обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, поскольку эти мероприятия налогового контроля имеют косвенное отношение к предмету проверки, а истребование документов у всех контрагентов банка может повлечь необоснованное увеличение сроков проверки. Также необходимо уточнить понятие "неправомерное несообщение" банком сведений налоговому органу (ст.132.1 НК РФ) и снять противоречие с п. 2 ст. 132 НК РФ, в котором уже предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное сообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета", - сообщил "РБГ" Дмитрий Фадеев. Принятие же законопроекта в предложенной редакции, по мнению эксперта ТПП РФ, повлечет для банков существенные негативные последствия финансового, организационного и технологического характера.

    "В отличие от налоговой проверки, проверка соблюдения банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, не предполагает проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Поэтому такие мероприятия, как осмотр помещений, используемых для извлечения дохода, инвентаризация и т.п. применяться не должны, - считает заместитель директора департамента анализа налогового законодательства Газпромбанка Сергей Разгулин. - Доступ в помещение банка в рамках такой проверки может быть оправдан только противодействием финансового института проведению проверки - непредставлением запрашиваемых документов".

    Проведение повторной проверки исполнения банком обязанностей, установленных налоговым законодательством, не предусматривающей доначисление налогов, во многом бессмысленно

    Также, уверен Сергей Разгулин, предусмотренная законопроектом возможность проведения повторной проверки исполнения банком обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, не предусматривающей доначисление налогов, во многом бессмысленна. А наличие таких положений, содержание которых состоит в "проверке ради проверки", приводит к ненужной административной нагрузке и необоснованным расходам федерального бюджета на проведение этих мероприятий.

    Еще проект не учитывает, что документы, представленные банком в рамках проверки исполнения обязанностей, могут быть повторно истребованы при проведении налоговых проверок. Поэтому запрет на повторное истребование документов, предусмотренный п. 5 ст. 93 НК РФ, должен быть распространен и на документы, ранее представленные банком в рамках статьи 105.27 Кодекса (в редакции законопроекта). Поэтому надлежит дополнить текст новым пунктом, предусматривающим запрет на повторное истребование документов, ранее представленных банком при проведении в отношении него налоговыми органами любых проверок.

    Кроме того, согласно законопроекту в течение календарного года в отношении банка возможно проведение самостоятельных выездных налоговых проверок и проверок исполнения обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. Поэтому вполне оправдано суммировать обе эти формы налогового контроля при подсчете ограничений на общее количество их проведения в течение календарного года. То есть если в отношении банка в календарном году проводится выездная налоговая проверка, то проверка исполнения банком обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, в этом же календарном году должна считаться второй проверкой. Аналогичный подход следует применять в отношении исчисления общего количества проверок в отношении филиалов финансовых институтов.

    "Учитывая, что законопроект требует принятия целого ряда подзаконных актов, следует продлить срок вступления в силу закона с одного до шести месяцев со дня его официального опубликования, - сообщил "РБГ" Сергей Разгулин. - А принятие указанных предложений, не затрагивая потенциал контрольных мероприятий, значительно повышает гарантии реального обеспечения прав и законных интересов "подконтрольных" участников налоговых отношений".

    Поделиться