12.12.2013 23:42
    Поделиться

    Миркин: Чтобы выманить деньги из офшоров, нужны и "кнут", и "пряник"

    В России - один из самых высоких уровней офшоризации экономики. Причем у нас поистине уникальная специфика офшоризации. Пятерка самых главных иностранных инвесторов - это офшоры. Пятерка основных зон, куда деньги уходят из страны, - тоже офшоры. Вполне объяснимо, что президент в своем Послании Федеральному Собранию в числе других проблем обратил внимание и на эту.

    Решать ее, безусловно, нужно. Но делать это надо очень осторожно, чтобы не сделать хуже. Учитывая нашу специфику, нам требуется не только "кнут" в виде административного воздействия на бизнес, его ограничения в получении каких-то государственных преференций, но и "пряник". Это вполне разумное сочетание. При этом "пряник" нужно начать использовать раньше, чем "кнут". И уж, конечно, по размерам он должен быть гораздо больше. Реку нельзя остановить, но можно прорыть канал, чтобы направить ее в другое русло. Поясню, о чем речь.

    Нам необходимо перестраивать модель экономики, радикально улучшать инвестклимат, условия ведения бизнеса в России. Об этом говорится много, часто, но, тем не менее, своей актуальности этот вопрос не теряет. Сегодня отечественный бизнес, существующий в условиях развивающейся экономики, сталкивается с очень тяжелой налоговой нагрузкой - она сопоставима с той, которая есть в развитых странах. При этом отсутствуют сколь-нибудь значимые налоговые льготы для тех, кто готов расти быстро и вкладывать "длинные деньги" в российскую экономику. Не менее важная проблема - регулятивная нагрузка. С начала 2000-х годов количество правил, число нормативных актов выросло более чем в три раза. Наконец, у бизнеса нет уверенности в устойчивости экономики и в прогнозируемости ситуации. Под присмотром разных контролеров, которых год от года становится все больше, бизнес из оплота экономики превращается в мелкое петляющее существо, которое вынуждено строить времянки, вместо того чтобы возводить большие и красивые здания. Все это вкупе с отсутствием чувства сопричастности к успешному проекту, которым могла бы стать быстро растущая российская экономика, приводит к неослабевающему стремлению капитала искать более надежные гавани. Сугубо административные методы борьбы с офшорами могут быть эффективны лишь тогда, когда в стране отмечается устойчивый приток капитала. Из России же капитал в течение последних 20 лет уходит. Ввоз превышал вывоз лишь в 2006-2007 годах, да и то это был чисто спекулятивный приток на мыльном пузыре.

    К слову, в этой связи нам все-таки стоило бы подумать о создании собственного офшора, скажем, рядом с Евросоюзом в Калининграде или на Дальнем Востоке, на юге страны, в районе Сочи. Если он будет скроен по-умному, то сможет стать центром привлечения, а не вывоза капитала.

    Подготовила Юлия Кривошапко

    Поделиться