11.12.2013 09:36
    Поделиться

    Малоизвестные факты из истории Андреевского флага

    11 декабря 1699 года император Петр Первый учредил Андреевский флаг в качестве главного стяга Российского морского флота. Белое полотнище с перечеркнутыми по диагонали голубыми линиями считалось до 1917 года и считается сейчас главным символом чести и мужества отечественных военных моряков. "РГ" собрала малоизвестные факты из более чем трехвековой истории Андреевского флага.

    Происхождение

    Само название флага отсылает к христианским истокам. По преданию на диагональном кресте был распят первый ученик Иисуса Христа Андрей Первозванный, считающийся покровителем России. Петр Первый, лично работавший над рисунками флагов, нарисовал два варианта флотского стяга. На одном были три параллельные полосы с надписью цветов, на втором - Андреевский крест на фоне трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. По легенде, во время раздумий о флаге, император задремал. Он проснулся от светившего в окно солнца и увидел на чистом листе бумаги лучи, преломленные через слюду в виде двух синих пересекающихся линий. Увидев в этом указание свыше, Петр тут же набросал окончательный рисунок флага. Сохранилась даже запись царя на эскизе: "Святой Апостол Андрей Первозванный землю русскую светом Христова учения просветил". Нынешний окончательный образец Андреевского флага был внедрен после 1710 года, до этого император нарисовал еще восемь вариантов, которые последовательно внедрялись на флоте.

    Устрашающее назначение

    Изначально длина Андреевского флага достигала четырех метров. Размер исходил из тактических целей: флаг должен был вызывать страх у врага не только своим видом, но и на слух, звуковым эффектом - большое полотнище "ревело" на ветру. Устрашающий "рев" стягов до недавних пор все еще сохраняли различные сирены, ревуны, двигатели без глушителей и прочие "военные хитрости". Размеры современного Андреевского должны иметь соотношение ширины к длине - один к полутора, а ширина полос должна соответствовать 1/10 длины полотнища.

    Оскорбление флага - война

    Командиры кораблей Российской империи, обращаясь перед боем к экипажам, непременно произносили фразу: "С нами Бог и Андреевский флаг!". Почитание было настолько велико, что оскорбление главного символа могло привести к непредсказуемым последствиям. Так произошло в 1910 году в австро-венгерском порту Фиуме, где русская эскадра под командованием контр-адмирала Николая Маньковского была вынуждена остановиться по пути из Черногории. При заходе военных кораблей в порт или встрече двух эскадр, по флотским традициям, обязателен так называемый салют наций, состоящий из 21 выстрела.

    Русский отряд, как гость, дал залп первым. Крепость не ответила. Это стало тяжелым оскорблением Андреевского флага и России. Спустя несколько часов к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра, снова был положен салют, и снова с русского флагмана был дан 21 залп. Корабли Австро-Венгрии не поприветствовали. Маньковский счел это вызовом и отправился к командующему эскадрой за разъяснениями, но тот не принял его. Впоследствии объясниться все же удалось, и представитель нашего адмирала потребовал от австрийской стороны дать салют с крепости и эскадры в 8 утра следующего дня, когда на русских кораблях будут поднимать флаги. При этом офицер пригрозил не выпустить из бухты австрийские корабли при неисполнении традиции.

    По приказу Маньковского российская эскадра перешла в боевую позицию. Хотя адмирал прекрасно понимал, что его три корабля не имеют шансов перед превосходящими почти в 10 раз силами противника. К тому же, этот конфликт мог стать началом войны между Россией и Австро-Венгрией.

    В 8 утра русские моряки выстроились на палубах своих кораблей, и, как только флаги начали подниматься, в крепости Фиуме и на всех австрийских судах загрохотали салютные пушки. Адмирал выиграл этот бой за честь Андреевского флага и государства.

    Маленький, но гордый

    Уже после революции, в 1920 году тральщик "Китобой" под командованием лейтенанта Оскара Ферсмана сбежал из-за возможности захвата из Эстонии, подняв Андреевский флаг. Команда судна через Европу направлялась в Крым к Врангелю. 27 февраля корабль пришел на рейд Копенгагена, где находилась мощная английская эскадра, командир которой приказал "Китобою" спустить Андреевский флаг, так как Великобритания его больше не признает. Ферсман отказался последовать требованию и заявил, что будет воевать, несмотря на то, что у тральщика было всего две пушки.

    Конфликт уладила находившаяся в Копенгагене императрица Мария Федоровна. С ее помощью корабль, не спустивший флага, снабдили продовольствием и углем. Судно дошло до Севастополя, откуда вместе с другими кораблями Черноморского флота ушло в Бизерту. К слову, именно в этом порту, принадлежавшем Франции, были в последнюю очередь спущены Андреевские флаги с русских кораблей. Это произошло в 1924 году, когда Франция признала Советский союз.

    Помог США

    Андреевский флаг мог стать одной из причин успешного для Северных штатов исхода войны с южными штатами в XIX веке. Великобритания стремилась оказать содействие Югу, что серьезно угрожала сторонникам Севера. В сентябре 1863 года на рейде Нью-Йорка и Сан-Франциско остановились эскадры русских адмиралов Попова и Лесовского. По утверждению некоторых историков, приход русских кораблей остановил Англию от вмешательства в противостояние. Через три года отряд американских кораблей прибыл в Кронштадт, чтобы вручить благодарность за оказанную поддержку.

    Позор ради спасения

    Андреевский флаг добровольно спускали дважды. Первый случай произошел в мае 1829 года во время Русско-Турецкой войны. Стройников - командир фрегата "Рафаил", попавшего в окружение, приказал спустить флаг по просьбе матросов. Хотя военный совет приказал драться до последней возможности, а затем, подойдя к ближайшему кораблю врага, взорвать "Рафаил". Стройников, пожертвовав своей честью и честью Андреевского флага,  спас сотни жизней. К тому же, тот бой не имел какой-либо стратегической цели - Турция вскоре капитулировала.

    Все офицеры "Рафаила", кроме одного мичмана, были затем разжалованы и лишены наград. Сам фрегат император Николай Первый повелел сжечь. Приказ спустя 24 года выполнил вице-адмирал Павел Нахимов во время Синопского сражения. А имя "Рафаил" навсегда было вычеркнуто из списков Российского императорского флота.

    Второй раз Андреевские стяги добровольно спустили с мачт в мае 1904 года во второй день Цусимского сражения. Контр-адмирал Николай Небогатов, приказал опустить флаги на пяти оставшихся от эскадры кораблях, оказавшихся окруженными двумя с половиной десятками японских судов. Во время трибунала стало известно, что командир таким образом спас от гибели 2280 моряков. Контр-адмирала приговорили к смертной казни, которую затем заменили десятью годами крепости.

    Возвращение

    После революции 1917 года Андреевский флаг был запрещен советской властью. Вместо него было сначала решено использовать флаг Интернационала - красное полотнище, а затем на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР.

    В 1992 году российское правительство приняло постановление о возвращении статуса Андреевскому флагу. 15 февраля того же года в праздник Сретения Господня было совершено освящение возвращенного российскому военному флоту символа.

    26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

    Чуть не попал под запрет

    В августе 2009 года министерство юстиции России включило в список экстремистских любые флаги с крестом. Таким образом, под запрет попадал и Андреевский флаг. Вместе с ним вне закона оказались символы многих зарубежных стран и нескольких субъектов РФ. Впрочем, ситуация довольно скоро благополучно разрешилась.

    Поделиться