09.12.2013 23:26
    Поделиться

    Рынок лабораторных исследований переходит от государства к частникам

    К нам пришла зима, а с ней и неизбежные простуды, недомогания, визиты к врачам. И при любой простуде врач обязательно даст пару квиточков на анализы. Он абсолютно прав - сегодня ни один диагноз невозможно поставить без лабораторных исследований. А значит, все мы время от времени становимся клиентами лабораторий. Но многие поликлиники и больницы теперь частично или полностью поручают эту работу независимым лабораториям - на условиях договора или даже аутсорсинга. Считается, что это гарантирует качество и удешевляет процесс.

    - Правильная постановка диагноза на 70% зависит от результатов анализов, - говорит генеральный директор медцентра "Диапазон" (Пермь) Сергей Чугайнов. - Независимые лаборатории, как правило, оснащены современным медицинским оборудованием, которое позволяет провести анализы качественно и получить достоверные результаты. Кроме того, большинство анализов в таких лабораториях выполняют за один рабочий день. Они могут постоянно обновлять техническую базу, приобретать современное медицинское оборудование, привлекать высококвалифицированных специалистов. Все это позволяет оказывать более качественную услугу и предлагать более широкий спектр анализов.

    Всего в России сейчас насчитывается около 11,2 тыс. различных медицинских лабораторий. Абсолютное большинство из них (около 10 тыс.) по-прежнему работают в государственных лечебно-профилактических учреждениях, еще около 500 - ведомственные, остальные - частные, как независимые, так и входящие в состав частных лечебных центров. Этот сегмент все последние годы переживает бурный рост, в то время как число государственных лабораторий и работников в них сокращается. В частных лабораториях сегодня выполняется более 70% платных лабораторных исследований.

    Бурный рост рынка можно объяснить и тем, что спрос на современные диагностические услуги в стране не удовлетворен, особенно за пределами столиц. Если в 2009-м его объем составлял 12,3 млрд руб., то, по оценкам SCR Group, к 2015 году он достигнет примерно 30 млрд руб., из них 70% придется на частные лаборатории. Темпы роста этого рынка эксперты оценивают по-разному.

    - В России он составляет около 10% в год и несколько опережает мировой рост, который равен 7%, - считает исполнительный директор компании Vital Development Corporation (Санкт-Петербург) Александр Плехов.

    - В среднем рост составляет до 15% в год, а в мегаполисах он достигает и 30%, - не согласен генеральный управляющий диагностического подразделения компании Abbott в России и СНГ Вадим Король. - Этот сектор бурно развивается именно потому, что вмешательство государства в него минимально. Основные тренды развития - автоматизация аналитической работы и централизация диагностики.

    Современные лаборатории приятно удивляют пациентов и передовыми технологиями, и уровнем сервиса. Чтобы узнать результаты анализов в поликлинике, вам чаще всего придется прийти к врачу повторно (помните хорошо знакомую фразу - "Анализы на руки не выдаем!"), а в большинстве лабораторий их выдадут на следующий день, и не только на бумаге. Результаты можно будет узнать и в личном кабинете на сайте лаборатории, и получить по электронной почте, а уведомление об их готовности - по смс.

    Сегодня на базе самых крупных лабораторий уже начали создаваться диагностические центры - помимо анализов в них можно пройти и любую лучевую диагностику, получить консультацию врача о необходимой медицинской помощи.

    - В этом отношении Россия идет по тому же пути, что и аналогичные рынки Европы, - комментирует старший медицинский директор международного отдела диагностического подразделения компании Abbott профессор Кристиан Фишер. - Там также сначала создавались отдельные лаборатории, они сотрудничали с клиниками, с врачами, но затем начали работать сообща, под одной крышей, и 8-10 лет назад на этой базе стали создаваться настоящие центры медицинской экспертизы. Это, конечно, не быстрый и не простой процесс, но он закономерен.

    Основные проблемы рынка лабораторных услуг характерны для любого растущего рынка: обостряется конкуренция, не хватает квалифицированного персонала. Наиболее уверенно чувствуют себя сетевые лаборатории, ориентированные на розничные услуги. Они продолжают экспансию в регионы, открывают новые медицинские офисы, а на рынке корпоративных продаж лабораторных услуг в крупных городах возникают настоящие ценовые войны.

    - Те компании, которые сделали ставку на развитие розничных услуг, выигрывают с точки зрения доходности, - поясняет Вадим Король. - А франчайзинговая модель позволяет оптимизировать экономические затраты. Сетевые компании постепенно расширяются и поглощают мелкие частные лаборатории.

    - Конечно, есть возможность расширять бизнес не только территориально, но и за счет спектра анализов, - рассказывает генеральный директор компании "Биотест" Павел Завалин. - Например, за счет группы генетических исследований, но это требует дорогого оборудования. Пациенты все активнее уходят в частные лаборатории, поскольку качество медицинских услуг государственной медицины их не устраивает.

    - У рынка много возможностей расти и вширь, и вглубь, спектр выполняемых анализов еще далеко не полон, - подтверждает и директор по маркетингу компании "КДЛ" Иван Девятков. - Если в России выполняется примерно две тысячи разных анализов, то в Германии, например - больше четырех тысяч. Там выше и клиническая значимость работы лабораторий, так как подготовка врачей в этой области шире, нашим подчас не хватает знаний.

    Значительно меньше, чем в развитых странах, в нашей стране и уровень потребления лабораторных услуг на душу населения. Но, по мнению экспертов, в ближайшие годы он будет только расти, усилится и перераспределение исследований из госсектора в сторону частных лабораторий.

    - Сегодня для этого есть ряд предпосылок: частные компании получили право работать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), в ряде регионов услуги по лабораторной диагностике уже выделены как самостоятельные, - перечисляет главные тренды рынка генеральный директор компании "Инвитро" Сергей Амбросов. - Поэтому частные диагностические компании все чаще будут предлагать себя в качестве аутсорсера для государственных лечебных учреждений. Несколько драйверов есть и у рынка частных услуг - с ростом информированности населения и дальнейшим распространением Интернета люди активнее будут управлять своим здоровьем и сами нести ответственность за себя и своих близких. Все это приведет к тому, что анализы будут чаще сдавать с профилактической целью, чтобы выявить заболевания на ранней стадии. Способствовать этому будет и рост доходов. Немалые возможности роста несет с собой и научно-технический прогресс, который сделает возможными новые виды анализов, исследования редких заболеваний, которые сегодня не диагностируются.

    Однако в бурном развитии лабораторного бизнеса есть и свои подводные камни. Так, реклама некоторых предлагает "полное обследование на рак", "выявление генов хронических болезней" или даже "полную расшифровку генома". При этом клиентам не сообщают, что подобные обследования сегодня бессмысленны, хотя и очень дороги - от десятков до сотен тысяч рублей. Но воспользоваться их результатами для сохранения здоровья или лечения на практике почти невозможно - соответствующие методы лечения либо еще не созданы, либо находятся на стадии экспериментального изучения.

    Так что пользоваться услугами частных лабораторий нужно при реальной необходимости, когда рекомендует врач, но никак не "на всякий пожарный" или по собственной инициативе. Зато в случае реальной потребности они гарантируют, что обслужат пациента быстро, культурно и по последнему слову науки.

    Поделиться