Пересадочные узлы в Москве будут строить на деньги инвесторов

Московские власти планируют привлекать к обустройству транспортной инфраструктуры не только бюджетные, но и частные деньги. Напомним, сам город тратит на транспорт колоссальные средства - в 2014 году на эти цели заложено 340 миллиардов рублей, это самая большая статья расходов и почти четверть бюджета столицы. Но и, кроме того, до 2020 года власти города рассчитывают привлечь 800 миллиардов рублей частных инвестиций на транспортную инфраструктуру, и в первую очередь эти деньги пойдут на строительство транспортно-пересадочных узлов. Что это такое, когда их построят и что эти узлы дают мегаполису и его обитателям?

На Московском международном урбанистическом форуме, прошедшем на минувшей неделе, столичные чиновники признавались, что разные виды общественного транспорта в городе увязаны слабо, они существуют как бы сами по себе, в то время как огромная часть жителей ежедневно ездит и на наземном, и на подземном транспорте. От этого идет целый комплекс проблем - и пробки, и толпы людей на остановках, и давка в метро, особенно когда туда спускается поток с пригородной электрички. Значит, нужно позволить пассажиропотокам плавно перетекать.

- Транспортно-пересадочные узлы подразумевают в первую очередь улучшенную инфраструктуру для пассажира, для которого создается возможность комфортно пересесть с одного вида транспорта на другой, быстро и легко купить билет, пополнить электронный кошелек, оставить личную машину - в основном это касается периферийных точек,  или велосипед - если погода соответствует, - объясняет заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Скорее всего, на ТПУ, построенных на частные деньги, будут и коммерческие площади, но опять же для комфорта пассажира - например, чтобы человек мог покушать или купить свежую прессу в ожидании поезда. Но, как подчеркнул Ликсутов, торговая инфраструктура здесь будет сопутствующим фактором, в первую очередь пересадочный узел - это транспортный объект, где во главу угла ставится пассажир.

До конца 2013 года в столице должны быть готовы 147 плоскостных транспортно-пересадочных узлов. Кроме плоскостных, бывают еще капитальные ТПУ: их отличие в том, что для организации пересадки строится большой объект, в то время как для  плоскостного ТПУ необходимо лишь благоустроить территорию. Капитальный транспортно-пересадочный узел будет выглядеть как некое подобие Ленинградского вокзала, только, конечно, поменьше размерами. Строительство ТПУ в капитальном исполнении планируется на 2014-2015 годы, кроме того, не исключено, что некоторые плоскостные транспортно-пересадочные узлы впоследствии могут стать капитальными.

Один из самых сложных и загруженных узлов в Москве - возле станции метро "Выхино", куда подъезжают автобусы и маршрутки с юга области, а также пригородные электрички Рязанского направления. В день через одну только станцию проходит 350-450 тысяч человек - это население среднего европейского города.

- Огромный рынок на Выхино был убран за несколько дней. Взамен появилась нормальная площадка для парковки личного и общественного транспорта и возможность дойти с остановочных пунктов до станции метро и железнодорожной платформы, - рассказал Максим Ликсутов. - Такие транспортно-пересадочные узлы требуют особенно пристального внимания от городских властей.

Кроме того, чтобы разгрузить Выхино, уже подготовлена площадка под большой ТПУ возле будущей станции метро "Котельники", открытие которой запланировано на следующий год. Запуск "Котельников" продлит дальше в область Таганско-Краснопресненскую линию, рядом со станцией обещают построить автовокзал и перехватывающие парковки. Как подчеркивают московские градостроители, идея состоит не в том, чтобы вывести метро за пределы столицы, а в том, чтобы максимально эффективно перехватить пассажиропоток на подъезде к городу.

Большое внимание транспортно-пересадочным узлам уделяется и при строительстве Малого кольца железной дороги.

- По значимости пригородный железнодорожный транспорт - номер два после метрополитена с точки зрения по провозной способности и роли, которой он играет в утреннем и вечернем часах пик, - обозначил приоритеты Максим Ликсутов.

Всего к 2020 году в столице планируется построить 255 ТПУ - 163 капитальных и 92 плоскостных. 90 капитальных узлов появится на действующих и строящихся станциях метро, остальные 63 - на железнодорожных платформах.

Кстати

Столичные власти рассматривают возможность и строительства на частный капитал некоторых линий метро. Об этом в ходе урбанистического форума сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам строительства Марат Хуснуллин. По его словам, речь пока идет только о двух участках - на территории Новой Москвы от "Улицы Новаторов" до "Коммунарки", и части Кожуховской линии от станции "Некрасовка" до Третьего пересадочного контура. Не исключено и участие иностранного капитала, но решение о выставлении линий на аукцион будет принято только после экономических расчетов.