06.12.2013 09:34
    Поделиться

    Главная спецслужба Южной Кореи будет серьезно реформирована

    Главная спецслужба Южной Кореи - Национальная разведывательная служба (НРС) - впервые за всю историю своего существования подвергнется серьезнейшим реформам, которые могут изменить в целом концепция и методику работы организации. Дальнейшую судьбу НРС определят депутаты в рамках специального созданного комитета парламента. Реформы стали реакцией на доказательства по поводу того, что НРС, а также Центр киберопераций Минобороны активно вмешивались в последние президентские выборы.

    Отметим, что несмотря на свое "разведывательное" название НРС сочетает функции как разведки, так и контразведки. В любом случае, НРС - самая мощная и влиятельная спецслужба Южной Кореи, хотя у нее уже нет таких рычагов, которые были во время правления генералов. За более чем полувековую историю своего существования эта организация сменила несколько названий: Корейское центральное разведывательное управление, Агентство планирования национальной безопасности, придя в итоге к Национальной разведывательной службе. Сейчас же вокруг нее не утихает крупный скандал, связанный с попытками вмешательства НРС в президентские выборы. Бывший директор НРС и ряд его ближайших помощников регулярно вызываются на допросы в прокуратуру. Высока вероятность, что они в итоге предстанут перед судом.

    "Впервые за 52 года своего существования нашей главной спецслужбе предстоит лечь на операционный стол" - примерно такими комментариями сопроводили южнокорейские газеты сообщение, пришедшее по поводу НРС из парламента. На днях в рамках "большого соглашения" представители правящей и оппозиционной партий договорились, что спецслужба будет реформирована. Этим займется специально создаваемый для этих целей парламентский Спецкомитет по реформированию НРС. В  структуру войдут 14 депутатов - по семь от правящей и главной оппозиционной партии., глава комитета - представитель оппозиции. Взамен оппозиция согласилась прекратить бойкот работы парламента,  что делала, требуя " справедливого расследования нарушений НРС". Данное решение стало своего рода компромиссом. Правящая партия "Сэнури" и администрация президента настаивали на том, чтобы НРС предоставила сама план своего собственного реформирования, тогда как оппозиционная Демократическая партия требовала инициирования механизма независимого спецпрокурора, создаваемого для расследования самых громких и спорных дел. Дело дошло до акций протеста на улицах под руководством оппозиции.

    Решение о создании спецкомитета далось специалистам нелегко. Хотя решение о создании комитета было поддержано абсолютным большинством, но против высказались все семь депутатов, которые входят в постоянный Комитет парламента по разведке. Как правило, в него входят те народные избранники, которые имели опыт  работы в разведке.

    Судя по намерениям депутатов, Национальную разведывательную службы Южной Кореи ждут очень серьезные перемены, правда уже сейчас понятно, что не избежать серьезных споров в стиле: "Что важнее: безопасность или права человека?"

    Как сообщили местным СМИ, НРС может быть поставлена под практически полный контроль парламента с обязанностью отчитываться перед депутатами. Одно из возможных направлений движения в том направлении - введение для НРС практики предоставлять на одобрение депутатов подробнейший бюджет своей организации, где будут расписаны все статьи расходов. До сих пор парламент утверждал лишь общую цифру бюджета без детализации. Но тут же возникли споры. Понятно, что сами разведчики хотят большей свободы для себя, а также сохранения секретности. Опасаются, что депутаты, получив доступ к информации о всех статьях бюджета, начнут ставить палки в колеса, а также допускать "утечки" информации. Сторонники строгой отчетности парируют это тем, что данная практика поставит крест на всех возможных попытках вмешаться в выборы и совершать иные противоправные действия, а вопрос с секретностью можно решить, введя серьезные наказания за разглашение информации.

    Другое предложение - ввести более жесткие наказания для сотрудников НРС в случае уличения их в попытке вмешательства во внутреннюю политику. Это, в частности, может коснуться и практики прослушивания и слежки без санкции суда, а также иных способов сбора информации, на которые наложены ограничения.

    Разведчиков также могут лишить и практики направления в различные государственные и общественные структуры "сотрудников для связи". Агенты НРС, находясь в различных организациях (госструктуры, партии, СМИ, общественные организации и прочее), формально должны быть "координаторами", своего рода посредниками для более эффективного общения, но на деле часто получалось, что разведчики занимались сбором информации по тем или иным людям, которые не нравились разведке, либо привлекали к сотрудничеству обычных людей в этих организациях. Подобная практика уже давно вызывала ворчание со стороны представителей ведомств и организаций, которые не имели прямого отношения к разведке.

    Правда и здесь находятся контраргументы. Специалисты предупреждают, что такое ограничение НРС может привести к снижению ее возможностей по выявлению сторонников КНДР, иностранных шпионов и пособников террористам.

    Как сообщили корейские газеты, все эти дебаты уже стартовали в рамках начавшего работу Спецкомитета парламента по реформированию НРС. Свои конкретные предложения и инициативы по внесению изменений в практику и стратегию работы главной спецслужбы страны народные избранники должны представить к середине февраля будущего года. После этого пройдет обсуждение в парламенте и принятие соответствующего закона.

    Поделиться