05.12.2013 23:06
    Поделиться

    Фредерик Бегбедер представил свою сотню лучших книг XX века

    Фредерик Бегбедер рекомендует 100 книг XX века
    Модно нынче составлять рекомендованные списки книг, обязательных к прочтению. Список - как волшебный эликсир с четко прописанными компонентами. Прочел и стал образованным человеком.

    Фото предоставлено издательской группой "Азбука-Аттикус"

    Социальные сети пестрят подобной информацией: книги, которые подросток должен прочитать до 16 лет; книги, которые девушка должна прочитать до 25 лет; книги, которые мужчина должен прочитать до 30 лет и т.д. и т.п. И не важно, что школьный учитель или преподаватель вуза рекомендовал на разных этапах жизни то же самое. Куда приятнее поверить тому, что диктует Всемирная паутина. Это значит быть модным. Но не обязательно самым умным.

    В век цифровых технологий некоторые писатели пошли дальше и изобрели новый ход. В издательстве "Азбука" вышла книга современного французского прозаика, публициста, литературного критика и редактора Фредерика Бегбедера "Конец света: первые итоги". По сути - это сборник эссе о литературе. Но кому это интересно? Ведь главное - красиво подать. Тогда не проиграешь. И Фредерик предлагает свои 100 книг XX века, которые надо прочитать исключительно в бумажной версии. Верить ли вкусу Бегбедера, автора "99 франков" - сатирического обличения рекламного бизнеса, решать вам.

    Меня здесь больше всего интересуют два пункта под номерами 56 и 98. Первый - роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, второй - под одним пунктом "Хрустальный мир" и "Generation П" Виктора Пелевина. Уже то, что два русских писателя удостоились внимания Бегбедера, - приятно. Автор ставит произведение Михаила Афанасьевича в один ряд с "Дон Кихотом", "Улиссом" и "Над пропастью во ржи". Компания, надо сказать, достойная. А в попытке пересказать роман Бегбедер выдает такие строчки, что, кажется, молодежь (хотя она и так любит роман о Мастере) должна ринуться за ним в магазин: "Здесь Иисус встречается с дьяволом, а Понтий Пилат танцует на балу у Сатаны. Здесь есть Страсти Христовы, как у Мела Гибсона, а сразу за ними Маргарита улетает на метле, как в "Гарри Поттере".

    Пелевина Бегбедер хоть и не ставит в ряд с великими романами, но похвалу отвешивает ничуть не меньшую. "Этот истероидный романист служит живым доказательством того, что искусство не имеет границ: возьмите западное смятение, умножьте его на трагедию сталинизма и наступление материализма, и, боюсь, Булгаков покажется вам несколько старомодным", - пишет автор. Дальше - сильнее: "...Виктор Пелевин - величайший из ныне живущих русских писателей. Надо отметить, что Солженицын умер, а других я практически не знаю... Результат? Пелевину присуждается победа по причине неявки на бой соперников".

    После этих строк хочется написать письмо: "Дорогой Бегбедер! Мы обязательно соберем тебе котомку хороших современных книг. И порекомендуем перевести их французским издательствам. Нам еще есть чем гордиться, кроме как неуловимым писателем в очках! Может быть, тогда ты составишь еще один список из ста книг, где русских авторов будет чуть больше. И благодаря этому о них узнает вся Франция".

    В общем, не такая уж это и плохая идея - составлять списки. Да и читать коротенькие рецензии Бегбедера весело и любопытно. На 448 страницах есть еще и эссе о Германе Гессе, Эрнесте Хемингуэе, Габриэле Гарсиа Маркесе, Курте Кобейне, Генри Миллере, Джонатане Литтелле, Джеке Керуаке, Борисе Виане, Фрэнсисе Скотте Фицджеральде, дважды о Дж.Д. Сэлинджере и много еще о ком. При отборе героев автор руководствовался десятью критериями. Вот три из них: шарм, грация, загадка (это все в одном пункте), внешность писателя и краткость. Интересно? Вперед за книгой!

    Между тем

    Что же касается бумажных и электронных носителей - тут и спорить не стоит с Бегбедером. И прекрасны приведенные им слова Анри Мишо о человеке: роман на бумаге - это все-таки личность. К тому же есть и веские статистические доказательства - интересные данные от сервиса для читателей ReadRate:

    "Среднестатистический пользователь ридера сразу после покупки закачивает в него около 1200 текстов книг, оптом. Еще 16 произведений добавляются пользователем в течение года избирательно. Открывают из всей этой уймы книг всего лишь 30 файлов. При этом из трех десятков открытых книг 14 произведений бросают читать сразу же. Еще 7 книг дочитывают менее чем до половины и также забрасывают. И лишь 9 книг (из 1216!) дочитываются до конца".

    Какие важные русские книги ХХ века назвали "РГ" знаменитости

    Антон Чехов, пьесы (назвали Карен Шахназаров, Александр Кабаков)

    Иван Бунин, "Жизнь Арсеньева" (Владимир Толстой, Юрий Кублановский)

    Иван Бунин, "Темные аллеи" (Алексей Симонов, Александр Кабаков)

    Николай Гумилев, "Записки кавалериста" (Карен Шахназаров)

    Андрей Платонов, "Котлован" (Виталий Манский)

    Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита" (Карен Шахназаров, Алексей Симонов, Виталий Манский)

    Михаил Булгаков, "Белая гвардия" (Олег Табаков)

    Михаил Шолохов, "Тихий Дон" (Михаил Швыдкой)

    Борис Пастернак, "Доктор Живаго" (Борис Мессерер)

    Александр Солженицын, "Архипелаг ГУЛАГ" (Алексей Варламов, Виталий Манский, Юрий Кублановский, Олег Табаков)

    Александр Солженицын, "Один день Ивана Денисовича" (Борис Мессерер)

    Владимир Набоков, "Лолита" (Алексей Симонов)

    Владимир Набоков, "Защита Лужина" (Дмитрий Бак)

    Владимир Набоков, "Дар" (Дмитрий Бак, Борис Мессерер)

    Варлам Шаламов, "Колымские рассказы" (Александр Кушнер)

    Валентин Катаев, "Алмазный мой венец" (Авдотья Смирнова)

    Юрий Трифонов, "Дом на набережной" (Александр Кабаков)

    Василий Аксенов, "Остров Крым" (Виталий Манский)

    Валентин Распутин, "Прощание с Матерой" (Владимир Толстой)

    Виктор Астафьев, "Прокляты и убиты" (Олег Табаков)

    Венедикт Ерофеев, "Москва-Петушки" (Борис Мессерер)

    Виктор Пелевин, "Желтая стрела" (Василий Бархатов)

    Виктор Пелевин, "Омон Ра" (Сергей Мазаев)

    Захар Прилепин, "Санькя" (Сергей Мазаев)

    Людмила Улицкая, "Даниэль Штайн, переводчик" (Алексей Симонов)

    Поделиться