03.12.2013 15:54
    Поделиться

    Менеджеры по кредитованию физлиц стали востребованнее на 20 процентов

    Менеджеры по кредитованию физических лиц за год стали востребованнее почти на 20% - настолько выросло число подобных вакансий, согласно исследованию рекрутингового портала Superjob.ru.

    Правда, предложение на этом рынке превышает спрос - число резюме за аналогичный период в целом выросло на 26%. А вот в сфере кредитования юридических лиц менеджеров не хватает - число вакансий за год выросло на 11%, а число резюме увеличилось всего на 3,5%.

    По словам руководителя отдела аналитики Superjob.ru Валерии Чернецовой, часто соискатели готовы работать как с физическими, так и с юридическими лицами: 68% резюме на позицию менеджера по кредитованию принадлежат кандидатам, готовым рассматривать оба варианта.

    Работодатели же предъявляют разные требования к менеджерам по кредитам в зависимости от направления. Например, в должностные обязанности менеджера по кредитованию физических лиц входит не только привлечение и консультирование клиентов, но и первичная оценка кредитоспособности клиентов. Это становится особенно актуальным в последнее время, когда ЦБ ужесточает политику в отношении необеспеченного потребительского кредитования, а банки, в свою очередь, совершенствуют свои системы андеррайтинга. Кредитный менеджер - первое звено в этой цепочке.

    "Мы точно не хотим давать кредиты тем, кто нам их не вернет. Поэтому регулятор мог бы помочь нам более тщательно анализировать заемщиков, например, расширять доступ к бюро кредитных историй, а также к данным налоговой службы, потому что справку 2-НДФЛ люди часто "рисуют", - отметил председатель правления банка "Траст" Федор Поспелов.

    По мнению заместителя генерального директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Александра Щеглова, наиболее рискованные - это POS-кредиты (кредиты в точках продаж), именно потому что, что там андеррайтинг фактически отсутствует, и заемщик не проверяется надлежащим образом.

    Несмотря на "охлаждающие" меры ЦБ, рынок необеспеченного потребительского кредитования продолжает расти (хотя и не такими взрывными темпами, как в прошлом году), с чем связан и рост спроса на кредитных менеджеров.

    "К концу года мы ожидаем, что вовлеченность россиян в кредитные отношения приблизится к 90% экономически активного населения, а рост составит порядка 30%, - отметил директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. - Самым популярным типом кредита остается кредит на покупку потребительских товаров - в структуре задолженности россиян их доля составляет 48,7%. На втором месте - ипотека с долей 24,9%. Автокредиты и кредитные карты занимают третью и четвертую позицию с  долями 13,8% и 12,6%, соответственно. При этом немаловажной особенностью этого года стало равномерное развитие рынка - если раньше рост необеспеченных займов (кредитные карты и кредиты на покупку потребительских товаров) значительно обгонял такие виды кредитования, как ипотека и автокредитование, то в этом году все виды растут примерно одинаково".

    Такое развитие рынка, как считает Волков, должно приводить к новым требованиям к банковским специалистам. Они должны разбираться во многих кредитных программах, помогать заемщикам в выборе конкретного продукта, объяснять важность ответственного подхода к принятию обязательств, важность кредитной истории и ее влияние на доступность заемных средств. Впрочем, пока, согласно исследованию Superjob.ru, требования к соискателям, впервые претендующим на работу в сфере розничного кредитования, не отличаются жесткостью.

    Работодатели, например, лояльны к образованию кандидатов: шансами на трудоустройство обладают как выпускники, так и студенты экономических либо финансовых вузов. Наибольшее внимание рекрутеры обращают на степень коммуникабельности будущих менеджеров, их презентационные навыки и грамотную речь. Типичный претендент на должность менеджера по кредитованию физических лиц - это  молодая женщина с высшим образованием. Мужчин в данной сфере немного - всего 19%.

    Комментарий

    Геннадий Фофанов, начальник департамента кредитования малого и среднего бизнеса "Солид-Банка":

    - Спрос на кредитных менеджеров с высоким уровнем подготовки сохраняется всегда, в первую очередь это связано с отсутствием отраслевых специалистов, и не в последнюю - с низкой базовой подготовкой кредитных специалистов. При однотипных требованиях к менеджерам встречаются специалисты и с серьезными пробелами в образовании, и  с отсутствием понимания базовых принципов финансового анализа, и в целом с разным уровнем финансовой грамотности. Уровень подготовки кредитных специалистов в вузах оставляет желать лучшего, специалисты обучаются непосредственно в процессе кредитной работы, и их подготовка сильно зависит от наставника.

    Александр Черствов, банкир, член всероссийского объединения предпринимателей "Клуб лидеров":

    - На мой взгляд, результаты исследования выглядят неправдоподобно:  никакого резкого увеличения спроса мы не наблюдаем. Справедливости ради отмечу, что он на протяжении достаточно долгого времени остается стабильно высоким. Вот чего точно стоит ожидать - так это обратных тенденций: кредитные организации как раз наоборот стремятся к максимально автоматизации выдачи займов и работы с клиентами и сокращают издержки на содержание раздутых штатов, выросших на волне кредитного бума. Менеджер по кредитованию, справедливо говоря, не является высококвалифициорованным специалистом - для многих это просто первая ступень карьеры, текучка среди них огромная.

    Собственно, именно ротация и переход кадров в другие сферы и создает спрос на рынке труда среди менеджеров по кредитованию. Проще говоря, если в каком-либо банке открыто несколько вакансий менеджера по кредитованию, то это, скорее всего, значит, что они недавно потеряли трех сотрудников, а не создали три новых места.

    Что касается кредитования, то рост на 20-25%  к концу года вряд ли будет достигнут, несмотря на прогнозы. Регулятор ужесточает контроль, рынок межбанковских кредитов переживает не лучшие времена. В общем, остается только констатировать тот факт, что в обозримом будущем банки будут вынуждены жить в условиях жесткой конкуренции, пик роста спроса на потребкредитование пройден.

    Поделиться