02.12.2013 23:47
    Поделиться

    Бизнес просит не перекрывать ему кислород по незначительным причинам

    Нынешний год ознаменовал множество событий в плане изменений налогового законодательства. Основные его новеллы были проанализированы на одном из "круглых столов" IX Всероссийского налогового форума "Налоговое законодательство: ключевые изменения 2013 г. и их влияние на бизнес в 2014-2016 гг.".

    Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Андрей Кизимов среди самых важных из них отметил введение со следующего года процедуры обязательного досудебного урегулирования налоговых споров, призванное значительно сократить рассмотрение таких дел в судах. А также налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры Дальнего Востока, для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы углеводородного сырья, и ряд других новшеств.

    На уровне интернациональном - это внесение Россией, председательствующей на саммите G20, вопроса о международной борьбе с уходом от уплаты налогов.

    Ну и, конечно, это основные направления налоговой политики до 2016 года. Как сообщил участникам мероприятия заместитель председателя экспертного налогового совета ТПП РФ Дмитрий Фадеев, в Основные направления впервые был включен раздел "условия ведения предпринимательской деятельности", а сам документ до его утверждения правительством РФ был обсужден на площадках Открытого правительства и Госдумы. И предложил минфину, который до 15 декабря аккумулирует отзывы бизнеса к проекту Основных направлений налоговой политики до 2017 года, провести "обкатку" этого документа на площадке ТПП РФ. Палата уже получила 14 отзывов от крупнейших компаний России, которые готова направить в минфин, Открытое правительство и ФНС.

    Итак, палата предлагает законодательно закрепить институт предварительного налогового согласования сделок и (или) операций, ввести новый инструмент налогового контроля - "электронную (дистанционную) проверку", предусмотрев создание автоматизированной системы "Электронная (дистанционная) проверка налоговой отчетности предприятий и организаций". В первой части НК РФ предлагается закрепить на постоянной основе положение о том, что сделки между взаимозависимыми лицами в случае, если местом налогового резидентства одной из сторон и (или) одного из выгодоприобретателей не является РФ, признаются контролируемыми только в случае, когда сумма доходов по указанным сделкам превышает 100 млн рублей за календарный год. А сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в одном регионе, признать неконтролируемыми, исключив в качестве основания отсутствие обособленных подразделений на территории других субъектов РФ или за ее пределами, в случае, если сумма налога на прибыль, уплачиваемая по месту нахождения обособленных подразделений (в бюджеты других субъектов РФ), либо размер таких платежей не превышает 5% исчисленной общей суммы налога.

    В преддверии налогового форума ТПП также провела анкетирование бизнеса по актуальным вопросам налоговой политики. Результаты показали, что большинство организаций оценили уровень налоговой нагрузки как высокий (около 70% респондентов), остальные считают его оптимальным. При этом чуть более половины опрошенных не заметили никаких изменений в 2013 году по сравнению с 2012-м. А 40% компаний заявили, что уровень налогового давления на них увеличился, и лишь 8% отметили, что стали платить меньше, чем в прошлом году. Кстати, большая часть предпринимателей негативно отнеслась к Основным направлениям налоговой политики до 2016 года (48%), 45% респондентов оценили свое отношение как "нейтральное" и только 7% позитивно восприняли этот документ. "В целом настрой предпринимателей по большинству вопросов довольно негативный, - сделал вывод руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками при экспертном налоговом совете ТПП РФ Павел Гагарин. - Остается надеяться, что в следующем году положительных оценок будет больше".

    Однако уже сейчас можно сказать, какие новеллы законодательства вряд ли улучшат настроение налогоплательщикам. Это, например, Закон N 248-ФЗ, вносящий изменения в п. 12 ст. 76 Налогового кодекса. Так, с 2014 года налогоплательщику (юрлицу) нельзя будет открыть дополнительный счет в любой кредитной организации, если налоговая инспекция наложила арест на основной счет. Раньше этот запрет касался лишь того банка, где открыт основной счет. Это нововведение начальник управления урегулирования задолженности и процедур банкротства ФНС России Георгий Колташов объяснил тем, что за три дня, в течение которых налоговикам приходит извещение о вновь открытом счете, через него успевают перекачать миллиарды рублей.

    Такой инструмент, считает старший аудитор АКГ "Градиент-Альфа" Роман Самилло, должен использоваться лишь в исключительных случаях и иметь надежную защиту "от дурака". "В половине случаев блокировка счетов происходит по надуманным причинам и несет репутационный риск для компании, - говорит Роман Самилло, - это как человеку, не оплатившему парковку, пережать сонную артерию". Участники форума практически единогласно поддержали аудитора. Георгий Колташов попросил о каждом случае незаконного прекращения операций по счетам со стороны налоговых органов сообщать в ФНС России.

    В свою очередь, Андрей Кизимов уверен, что налоговики обязаны уведомлять организацию-налогоплательщика о возможной блокировке ее счета. И добавил, что сейчас в минфине обсуждается вопрос о введении компенсации юридическому лицу за неправомерное закрытие счета - именно со счетов ФНС России. Это заставит инспекцию семь раз подумать, прежде чем принять такое решение.

    Поделиться