30.11.2013 20:53
    Поделиться

    Валерий Кичин: В Онфлере наше кино возвращает себе самоуважение

    Вообразите: здесь очереди в кинотеатр. Да еще на российское кино! В очередях только французская речь. Эти завсегдатаи фестиваля в русском кино ищут то, чего нет в американском или французском, - загадку души. И, следовательно, другой ритм, другие идеалы, накал размышлений. Похоже, мы им интересны больше, чем сами себе.

    С погодой не заладилось: с неба сеется водяная пыль. Но люди приходят и заполняют три фестивальных зала. Не зря же они спешили из Марселей, Парижей и Гавров сюда в Онфлер, на традиционный - 21-й - фестиваль русского кино. В городке на берегу Ла-Манша оживают отели, рестораны получают прибыль, фестиваль стал одной из важных статей дохода. Для города, но не для устроителей кинопраздника. Билеты не продаются - продаются "бейджики": карточка за 20 евро позволит увидеть все, но на этом не заработаешь.

    Франсуаза Шнерб, вдохновительница и президент фестиваля, все делает на энтузиазме - из любви к этому странному русскому кино. Она же вершит и конечный отбор фильмов, стремясь лучшим образом показать его лицо. Принцип отбора мне нравится: никаких формальных изысков, только фильмы для зрителя. Есть конкурс, где собраны картины, переворачивающие душу: "Майор" Юрия Быкова, "Жажда" Дмитрия Тюрина, "Стыд" Юсупа Разыкова. Фильмы о русском характере и его комплексах - "Географ глобус пропил" Александра Велединского, "Интимные места" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Об экзотике населяющих Россию народов - "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко. Есть конкурс дебютов, ретроспектива, спецпоказы. В "Панораме" - прокатные хиты "Метро", "Легенда № 17", "Елки". Именно такой отбор обнаружил, что у нас есть не только артхаусная чернуха, но и реально проблемные, "жизненные" фильмы, рядом с которыми формальные изыски кажутся играми в песочнице. Короче говоря, есть хорошее кино. Другое дело, что увидеть его можно только на фестивалях.

    В последние дни в Онфлер заглянули люди, ответственные за наше кино, - я думал, что для участия в дискуссии о том, как продвигать российские фильмы на мировой экран. Я ошибся. Дискуссию готовили - и очень серьезно - дистрибьюторы из Парижа. Они говорили о том, что мешает нашему кино стать заметным на французских экранах (притом, что Франция - мировой лидер по прокату российских фильмов), и что Россия - единственная из стран, которая почти ничего не делает для его продвижения в мир. Шла речь и о способности наших картин к коммуникации со зрителем, об их имидже: обязательно длинно, скучно, мрачно, безысходно. И если лидеры советского кино (называли Калатозова, Михалкова) снимали для широкой публики, то новые международно известные мастера (назвали Звягинцева и Сокурова) делают кино "более специальное", для узкого круга. Говорили и о том, что в России нельзя понять, кому принадлежат авторские права, и это сильно мешает покупке фильмов. Но диалога не вышло: никто из представителей нашего кино не пришел, и ведущий "круглого стола" эксперт Каннского фестиваля Жоэль Шапрон выразил сожаление по поводу отсутствия российских партнеров.

    Среди участников фестиваля - актер Алексей Гуськов. "Проблема нашего кино - в нашей неспособности его позиционировать, - уверен он. - Мы распускаем слух, будто российского кино больше нет. А оно в полном порядке, - утверждаю это, посмотрев в качестве члена жюри два десятка фильмов со всех концов земли на Римском фестивале. Очень многие наши фильмы - лучше. Но правы зарубежные коллеги: ничто не сдвинется с мертвой точки, пока мы сами не научимся себя уважать".

    Это для Гуськова больная тема. Для меня тоже. Кто-то из российских критиков, помнится, упрекнул отбор фильмов в Онфлере: доминирует эмоциональная составляющая. А на самом деле эта "составляющая" - и есть в кино самое главное, французские отборщики дают нам урок: если фильм не трогает душу - никакие формальные достоинства его не спасут.

    Этот критерий, судя по всему, был и в основе решений французского жюри под председательством режиссера Раду Михайлеану ("Концерт"): резюмируя итоги, он подчеркнул, что жюри оценило способность и в самых "черных" обстоятельствах дать зрителям надежду. Поэтому Гран-при получил фильм Александра Велединского "Географ глобус пропил". Лучшим дебютом признана "Жажда" Дмитрия Тюрина - история ребят, вернувшихся с чеченской войны; один - с обожженным лицом, другие - контуженные душой, и для них жизнь никогда уже не будет мирной. Премии за лучшие актерские работы присуждены Михаилу Грубову и Роману Курцыну ("Жажда") и Елене Лядовой ("Географ глобус пропил"). Приз за лучший сценарий достался писателю Андрею Геласимову ("Жажда"). Приз зрительских симпатий получил "Стыд" Юсупа Разыкова - суровая драма о женщинах, которые напрасно ждут ушедших в рейс мужей-подводников.
    В последний день фестиваля городок обогатился новым памятником. Еще в середине 90-х по инициативе Юрия Грымова в Онфлере был установлен маленький, в натуральную величину, памятник тургеневской Муму; его открывала, целовала в нос сама Анни Жирардо. Собачка с хвостом Русалочки вошла в число местных достопримечательностей, ее полюбила детвора. Но два года назад Муму украли, и теперь памятник заменили на новый. Памятник открыл посол России Александр Орлов, только новая Муму оказалась Каштанкой. Как сказал на церемонии закрытия фестиваля министр культуры Владимир Мединский, среди персонажей русской литературе много животных, так что за дальнейшую судьбу памятника можно не волноваться.

    У нас есть все основания быть благодарными этому славному французскому городу с вековыми художественными традициями: в его переполненных залах, наше кино возвращает себе самоуважение. Здесь его любят и ждут, по-моему горячее, чем наши перекормленные боевиками соотечественники. Здесь волнуются нашими проблемами. Здесь нам сочувствуют и за нас переживают. Здесь за многие уже годы организаторы фестиваля взрастили преданную русской культуре публику. Теперь, говорит пресс-атташе фестиваля Елена Дюффорт, главная задача - привлечь внимание молодежи. И это правда: найти в зале зрителей моложе сорока было очень трудно.

    Поделиться