28.11.2013 13:18
    Поделиться

    По факту ложной аварии Ан-26 на Ямале возбудили дело

    Уральское управление МВД на транспорте возбудило уголовное дело по факту ложного анонимного сообщения об аварийной посадке 7 ноября самолета Ан-26. Расследование находится на контроле Уральской транспортной прокуратуры.

    Взволновавшая россиян весть об экстренной посадке в безлюдном и труднодоступном уголке Ямала лайнера Ан-26, у которого "отказали сразу оба двигателя", на поверку оказалась уткой. Никто из 26 человек, "находившихся на борту", не пострадал, ибо, как выяснилось, и пассажиры с экипажем, оставшиеся наедине с ночной Арктикой, и сам самолет, застывший в снегу, - чья-то мерзкая шутка. Розыгрыш вроде звонка шкодливого ученика о заложенной в школе бомбе. Однако была проведена настоящая спасательная операция, причем в экстремальных условиях. Лишь спустя сутки после ее начала поисковики "Ямалспаса" вернулись домой, в Надым: задержали их бездорожье и скверная погода.

    Каким образом радийный хулиган устроил МЧС внеплановые учения на Ямале?

    Сообщение о ЧП поступило на радиочастоте, которой пользуются пилоты в экстренных ситуациях. Мужчина, якобы летчик потерпевшего бедствие Ан-26, назвал его марку, бортовой номер - 26728, координаты аварийной посадки и ее причины, количество пассажиров и членов экипажа. Все, уверил, живы. Связь прервалась и более не возобновлялась.

    Уральская транспортная прокуратура выяснила: тревожная информация поступила в радиобюро тюменского аэропорта Рощино в 16.38 по местному времени, спустя 45 минут она отправлена в центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому округу. Управление подтверждает: да, сведения пришли из Рощино. Администрация предприятия в лице представителя дирекции Сергея Пронина тогда уверяла: службы аэропорта не извещали МЧС об инциденте с воздушным судном.

    Как бы там ни было, на Ямале решили срочно выручать людей. Были приведены в готовность вертолеты в Салехарде и одном из поселков полуострова Ямал, а в Перми - борт МЧС. Авиационный поиск Ан-26 сразу бы выявил призрачность искомого объекта. Однако погода нелетная, суровый мороз сменила оттепель с сильной метелью. Место экстренной посадки ближе всего к Надыму, в 90-100 километрах от города. К 19 часам была сформирована группа надымского поисково-спасательного отряда "Ямалспаса" (государственное казенное учреждение ЯНАО). Десять спасателей с двумя медиками на четырех вездеходах и двух снегоходах двинулись сквозь буранную пелену по условной дороге - еще недействующему зимнику до Салехарда. Вдоль него, заметим, идет и воздушная трасса.

    - С зимника наши ребята в определенный момент свернули и на 20 километров углубились в лесотундру. Уже утром закончили обследование площади, где, согласно координатам, должен находиться борт. Ни малейших следов. Там и не приземлиться - сплошной лес, - рассказывает руководитель отряда Константин Баранов.

    Между тем машины можно было развернуть в обратном направлении еще вечером, когда специалисты Росавиации предположили, что известие об Ан-26 - пиратский фейк. Во-первых, лайнера с указанным бортовым номером не существует. Во-вторых, диспетчерские службы не отслеживали полет такого самолета 7 ноября над территорией округа.

    Те, кто принимали решения, судя по всему, перестраховались: "А вдруг…".

    8 ноября региональное управление МЧС перестало комментировать мнимый авиаинцидент, рекомендуя журналистам обращаться в штаб-квартиру министерства, на сайте ямальского управления не осталось ни строчки о громком происшествии. Ровно ничего и не произошло.

    Операцию не прекратили, чтобы удостовериться в отсутствии самолета, подтвердила пресс-секретарь министра Ирина Россиус. А также для того, чтобы "отработать действия в такой чрезвычайной ситуации". Выходит, некий провокатор посредством радиоэфира устроил спасателям внеплановые учения? Во сколько они обошлись региональной казне, по сей день неизвестно.

    Чем чреваты подобные шуточки - объяснять излишне. Это, безусловно, преступление.

    - Несанкционированный выход в эфир с ложным сообщением можно квалифицировать в рамках УК РФ как хулиганство. Другой статьи не подобрать. Вообще, это нечто новенькое. Лично я не припомню такого рода случаев в уголовной практике, - говорит руководитель пресс-службы Уральского окружного управления МВД на транспорте Елена Епимахова.

    Сложно ли выйти постороннему на выделенные авиаторам частоты? Для опытного радиолюбителя при наличии специально настроенной аппаратуры не составит особого труда, утверждают эксперты.

    - Прослушивание переговоров экипажей, в которые порой самодеятельные радийщики вклиниваются с собственными репликами, - обычное явление, - замечает Георгий Неустроев, начальник отдела инспекции по безопасности полетов Тюменского межрегионального управления воздушного транспорта.

    Поделиться