28.11.2013 12:18
    Поделиться

    Во Владимире начали создавать уникальную модель электронного образования

    Во Владимире создают уникальную модель электронного образования
    Цифровые технологии преобразили владимирскую школу № 23 до неузнаваемости.

    Вот так оборот

    В таком деле владимирская школа № 23 - далеко не новичок. Одними из первых в области здесь ввели электронные дневники и рассылку информации об успеваемости учащихся родителям с помощью СМС. Но изучение чужого опыта подсказывало: это лишь мизерная доля того, что могут дать цифровые технологии. Правда, идеальной модели нигде не встретили: в одной школе нет своего сервера, и все данные хранятся на удаленном, в другой регистрация учащихся с помощью пластиковой карты на входе и выходе носит необязательный характер…

    Хотелось иметь свой сервер, интегрированный с городскими структурами. Поэтому выбрали компанию, осуществляющую программное обеспечение всей бухгалтерии и образовательного портала Владимира. Ее специалисты доработали свой продукт с учетом лингвистического уклона школы, где дети изучают по два языка, а также особенностей в графике работы - недельные каникулы после 5-6 недель занятий.

    В электронной программе "Образовательное учреждение" содержится весь школьный документооборот, начиная с учебных планов и заканчивая делопроизводством. Есть разделы: "Образование", "Библиотека", "Система удаленного доступа", "Кабинет психологии", "Столовая и буфет". Но программисты не просто внедрили в школе стандартные информационные пакеты с необходимыми поправками, а синтезировали их в единую сложную сеть.

    - Были дописаны связки, объединяющие все программы для обмена данных с "Образовательным учреждением", - подчеркивает заместитель директора школы по информатизации Светлана Воронова. - Простой пример: заболел ребенок, секретарь зафиксировал это в своих документах, и данные тут же попадают во все программы.

    Хочу к доске

    Есть и другие плюсы. К примеру, электронный журнал не просто механически информирует, какую отметку получил ученик и был ли на уроках. В нем учитель имеет возможность к домашней или классной работе прикрепить справочный материал, индивидуальное задание, а система сама выставит оценку ученику. Более того, она зафиксирует даже, сколько раз он пытался решить задачу.

    - Но дети, как правило, не бросают начатую работу, а доводят ее до конца, - подчеркивает Воронова. - У них появляется азарт.

    Школьники уже оценили и другие преимущества своей электронной школы.

    - Больше времени экономится, - рассказывает ученик 11-го класса Федор Никитин. - Не нужно задания записывать. Легко "догонять" во время болезни. Если пропустил занятие - зашел на сайт и узнал, что задали.

    - Малыши приучаются к дисциплине с первых дней, - добавляет его одноклассница Полина Хигер. - Страницу в дневнике не вырвешь и не прогуляешь урок. Фиксируется время прихода и ухода из школы и посещение столовой. У меня младший брат здесь учится. И очень удобно, что рассчитываться за буфет он может без денег по карточке.

    Учитель начальных классов с 39-летним стажем Любовь Лактионова не скрывает, что подготовка к уроку стала занимать больше времени: нужно суметь выбрать из огромного потока информации самое главное, самое интересное, а для этого продумать, на каких этапах включать интерактивную доску, где найти необходимую программу, какие взять диски. Но усилия оправдывают себя.

    При помощи электронного журнала педагог может дать ученику индивидуальное задание и проверить ход его решения

    На уроках русского языка такая наглядность развивает у детей орфографическую зоркость, они стали грамотнее писать. В распоряжении учителя учебник владимирского профессора Валентины Канакиной. К нему приложен диск с практическим материалом по каждой теме.

    Взять "Правописание слов с безударной гласной в корне слова". На экране доски высвечиваются два ряда слов. Указкой нужно соединить два однокоренных. Если проверочное слово выбрано неправильно, появляется письменное предупреждение - "Ошибка!"

    - Дети готовы в очередь выстраиваться, чтобы поработать у доски, им это интересно, - довольна Любовь Михайловна.

    От библиотеки до буфета

    Библиотекарю Валентине Корниловой теперь не нужно вести бумажный учет литературы и записывать в формуляры каждую выданную книгу. В ее компьютере скоро будет весь фонд школьной библиотеки - около 50 тысяч книг. Имеется полный список пользователей. У каждого читателя - личный виртуальный кабинет. Можно открыть электронный каталог и заказать необходимую книгу. Валентина Яковлевна заранее ее подберет. Ну, а далее все как по нотам. С помощью пластиковой карточки, позволяющей идентифицировать личность читателя, "открывается" вход в его личный виртуальный кабинет. Прибор считывает штрих-код с книги и заносит данные в электронный формуляр.

    Благодаря электронному "Кабинету психологии" массу тестов по диагностике разных сторон личности ребенка получила педагог-психолог Надежда Морозова.

    - Теперь стало легче выявлять факторы риска при обучении, программа освободила время на развивающие занятия и консультации, - дает свою оценку Надежда Владимировна. - Отдельные тесты имелись и раньше, но чтобы хранить данные и автоматически выдавать отчет, такого не было. Порой столько подсчетов, что голову сломаешь, а тут система сразу выдает результат. Причем она постоянно обновляется. Это большой плюс.

    Не обошла цифровая революция и школьный буфет. Буфетчица Тая Тарасова, получив новый товар, не занесенный еще в ее компьютер, бойко манипулируя клавишами, создает для него свою кнопку на рабочем столе.

    В начале пути

    Директор гимназии Елена Курицына признается, что их эксперимент выдержал немало критики. Депутаты говорили, например, что компьютер вреден для здоровья учеников. Приходилось доказывать, что СанПиНы, на которые они ссылаются, давно устарели, современная техника более совершенна. А после одной из таких встреч, когда оппоненты зашли в лифт, не выдержала и сказала: "Лифт - тот же компьютер. Почему вы им пользуетесь, а своим детям хотите отказать?"

    - Надо показать школьникам, что Интернет - не только социальные сети, но и средство добычи знаний, - считает директор - Может, именно такой комплексный подход и поможет детям не заблудиться во Всемирной паутине...

    Конечно, есть у проекта и финансовая составляющая. Передовые технологии дешевыми быть не могут: предварительный подсчет показал, что реализация проекта "электронной школы" потребует более трех миллионов рублей в год. Но эксперимент рассчитывают продолжать. В достижении цели рассчитывают на фирму, которая взяла школу под опеку, бесплатно апробируя здесь свой программный продукт, и на выручку от платных образовательных услуг.

    Еще предстоит обработать огромный объем информации. Но самый трудный, стартовый этап, когда надо было заинтересовать коллектив, расставить акценты, использовать необходимые рычаги, подтянуть всех неравнодушных людей, пройден. Создается единое информационно-образовательное пространство.

    - Массовые проекты будут обходиться дешевле, - уверена заместитель директора школы Светлана Воронова. - Планируем проводить обучающие семинары для директоров, учителей, библиотекарей, работников столовых. Мы открыты и готовы делиться своим опытом.

    Комментарий

    Татьяна Ковалькова, начальник управления образования администрации Владимира:

    - Мы давно работаем в направлении электронного обновления школы. Но не с точки зрения "железа", а с точки зрения изменения образовательной среды. Весной объявили пилотный проект. Начали с того, что подобрали пластиковую карточку для детей. Заинтересовали банк, провели собрание с родителями. Банк безвозмездно предоставил и карты и турникеты. Ученик вошел в школу, и тут же был зарегистрирован в электронном журнале учителя. Но программу электронной школы мы взяли шире. Как минимум 50 процентов родителей вовлекли в учебный процесс через электронную почту. Они стали узнавать, что ребенку задано, что он съел, когда пришел в школу. За счет поступающей информации в лучшую сторону изменился характер общения между учителями и родителями, родителями и учениками, самими учениками. Таким образом, расширилось электронное сообщество школы, она оказалась в центре образовательного процесса неформально. 

    Поделиться