27.11.2013 23:07
    Поделиться

    В театре Немировича-Данченко поставили "Восковые крылья" Иржи Килиана

    "Восковые крылья" - спектакль, настолько растиражированный по всему миру, что кажется, будто он существовал всегда. Или как минимум с того времени, как мы узнали имя Иржи Килиана. Это настоящий сон об идеальном современном балете, внезапно ставший реальностью - в нем воплощены гармония мысли и эмоции, строгости формы и неистощимости хореографической фантазии, единство музыки, танца и оформления. При этом спектакль безукоризненно прост и слово "шедевр" кажется в применении к нему трескуче-вульгарным, хотя только это определение может определить место "Восковых крыльев" в искусстве.

    Таково вообще свойство Иржи Килиана, вероятно, самого влиятельного мастера в современном балетном мире. Воздействия его спектаклей не избежал ни один хореограф, кто-то вдохновившись уникальным умением хореографа чувствовать музыку, кто-то взяв мастер-класс математической стройности композиции. И, кажется, никто без исключения не смог удержаться от того, чтобы не воспользоваться лексикой Килиана - здесь фантазия хореографа не имеет аналогов.

    "Восковые крылья", созданные в 1997 году, представляют "позднего" Килиана, к тому моменту почти 30 лет бесперебойно обеспечивавшего родной Нидерландский театр танца несколькими премьерами в сезон. По самым приблизительным подсчетам за спиной хореографа было больше сотни опусов. Однако в "Восковых крыльях" они отозвались не утомлением и исчерпанностью, а филигранным мастерством и, кажется, упоением от неисчерпаемости возможностей танца.

    В то же время Килиан благороден по отношению к зрителю-неофиту: он подсказывает, что идея "Восковых крыльев" пришла под воздействием брейгелевского "Пейзажа с падением Икара". А дерево, свисающее из-под колосников кроной вниз (сценограф постановки Майкл Саймон), позволяет правильно определить наши координаты в пространстве. Четыре пары танцовщиков парят в нем, как боги или звезды, то рассыпаясь по сцене, то группируясь вокруг дерева, то оставляя кого-то в одиночестве, то объединяясь в пары.

    Сюжет этого парения - чувство полета. Причем его чудо в том, что Килиан почти не использует очевидный для этого в балете способ - прыжки. Состояния невесомости можно добиться самыми банальными движениями, причем даже не поднимаясь на пальцы (Килиан почти не пользуется в своем творчестве пуантовой техникой, хотя и работает с классическим балетным словарем, лишь модернизируя его).

    Но от исполнителей эта простота требует максимального напряжения сил и концентрации. На освоение нового балета Килиана, уже четвертого в репертуаре Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, брошены лучшие силы труппы, танцовщики, отполированные исполнением разнообразного современного репертуара и уже три года последовательно осваивающие стиль Килиана (в репертуаре театра идут его "Шесть танцев", "Маленькая смерть" и "Бессонница"). Им удается воссоздать чувство беспрерывного полета.

    Но в авторском вечере хореографа, который сформировался благодаря "Восковым крыльям", новинка пока не кажется самой захватывающей частью. Так выглядит обманчивая легкость Килиана.

    Справка "РГ"

    Чех Иржи Килиан, выученный в Праге педагогами вагановской школы, остался на Западе после Пражской весны, завершил профессиональное образование в Лондоне. Танцевал в Штутгарте, вместе с Ноймайером и Форсайтом был отмечен руководителем труппы Джоном Крэнко и получил шанс начать собственную карьеру хореографа. Тридцать лет возглавлял Нидерландский театр танца.

    Килиан награжден нидерландским орденом Оранж-Нассау. Среди его наград - "Benois de la dance", премия Лоуренса Оливье, премия Нижинского, почётная медаль Нидерландов за достижения в искусстве и науке. Наиболее известные постановки Килиана - "Симфониетта", "Симфония псалмов", "Забытая земля" (по мотивам живописи Эдварда Мунка), "Падшие ангелы".

    Поделиться