26.11.2013 13:35
    Поделиться

    Уральский драматург Николай Коляда поставил "Мертвые души"

    К поэме Гоголя, премьера которой состоится в Екатеринбурге 27 ноября, Николай Коляда приступил после длительной арт-подготовки. Как режиссер Коляда-Театра он уже ставил "Ревизора" и "Женитьбу", как драматург инсценировал "Старосветских помещиков", "Шпоньку" и "Коробочку". Последнюю пьесу он использовал в качестве стержня "Мертвых душ" (вроде рачительной хозяйки, которая жарит вчерашнюю вареную картошку).

    Насчет Коробочки Коляда полемизирует с Гоголем: откровенную жестокость первоисточника по отношению к героине он заменяет более гуманными чувствами - сочувствием и милосердием. Если Гоголь высокомерно потешается над "дубинноголовой", то Коляда, как Евтушенко, считает Россию страной старух: "Хочу писать я для таких старух, для девочек пускай другие пишут". Спектакль строится на пронзительной жалости к социально незащищенной бабушке, которая скитается в телогреечке вдоль кипучей жизни, откуда ее выкинули.

    Драматург Коляда значительно улучшил структуру незатейливого повествования Гоголя. "Мертвые души" построены по тупо-прямолинейной схеме, знакомой еще Гомеру или, скажем, Гераклу - путешествии героя из одного места в другое. Коляда выстраивает сюжет более заковыристо, отправляя в поход еще и Коробочку. Все куда-то несется, и не дает ответа, хотя путешествовать героям приходится по крошечной сцене Коляда-Театра: в тачке или с колесом под мышкой, которое то ли доедет до Москвы, то ли нет. Вся сценография - четыре стола да взвод кукол-неваляшек, от которых "вздрогнет в испуге прохожий".

    Коляда откровенно восхищается Гоголем, не пропустив ни одной, даже самой маленькой драгоценности первоначального текста вроде "графинчика в фуфаечке из пыли" (на основании этой фуфаечки, скажем, Есенин безоговорочно зачислял Гоголя в гении). Коляда многое разъясняет у Гоголя. К примеру, судьбу девчонки, которую "купцы завезли". Лингвисты могут больше не ломать копий, рассуждая о том, почему буква Ф "многими почитается неприличною": в спектакле секрет раскрыт полностью и окончательно. Объясняется и вся магнетическая притягательность жены (Вера Цвиткис), к которой безрезультатно стремится зять Мижуев (Илья Белов) - самый известный зять в литературе.

    Главных персонажей "Мертвых душ" режиссер выстраивает в галерею по степени подлости. Чмоки-чмоки-Маниловы выглядят в общем-то безобидными, хотя, судя по девиантному поведению их отпрысков Фемистоклюса и Алкида, не все в семье благополучно, так что ювенальная юстиция по Маниловым плачет. Верх человеческой подлости сосредоточен в Собакевиче - человеке, похожем на Ельцина или просто на Большого Начальника и в Плюшкине - воре-в-законе.  Коляда показывает, насколько страшны эти вечные российские типы, если дать им власть: распылят, не задумываясь, и фамилии не спросят.

    Мистицизм Гоголя Коляда осовременил. Как известно не только героям "Матрицы", ложки нет. Но на сцене Коляда-Театра ложек много и все они волшебные, со встроенной телепортацией. Николай Васильевич Гоголь, еще один герой спектакля, если и не гнет их силой мысли, то во всяком случае притягивает. Так, весь увешанный ложками, он сходит в могилу в финале и переворачивается в гробу от вечных российских бед. Потому что нет ложки - нет и ответа, никому не дано понять, что значит это наводящее ужас движение, и, косясь, сторонятся и дают дорогу другие народы и государства.

    Поделиться