22.11.2013 10:11
    Поделиться

    В день выхода альбома The Beatles мы вспоминаем двойные пластинки

    22 ноября 1968 года, который оказался очень продуктивным для американской и британской рок-сцен, вышел так называемый "Белый" альбом The Beatles, названный именем группы. Интересно, что произошло это ровно через пять лет после выхода альбома With the Beatles. Эта пластинка, ставшая первой "битловской" работой после смерти "крестного отца" коллектива Брайана Эпстайна, примечательна, конечно, далеко не только этим фактом. Ее заслуженно считают одной из лучших у "ливерпульской четверки" - а с учетом того, что у The Beatles "проходных" работ отродясь не было, это характеризует ее как особенно удачную. Кроме того, The Beatles - единственный двойной альбом легендарного коллектива (Джордж Харрисон уже после его распада спустя два года записал аж тройной супершедевр All Things Must Pass, но это совсем другая история). В связи с этим сайт "РГ" решил составить список выдающихся двухдисковых студийных альбомов в истории рок-музыки.

    The Beatles - The Beatles, 1968. "Белый" альбом "битлов", названный так из-за аскетичного оформления обложки, кстати, примечателен по еще одной немаловажной причине. По данным работников американской звукоиндустрии, это - самый продаваемый альбом группы, ставший платиновым целый 21 раз. Впрочем, все это куда менее важно, чем то, что можно услышать на этих двух замечательных дисках. Ставший своеобразным "постскриптумом" к легендарной "психоделической трилогии" The Beatles одноименный альбом не нуждается в особой рекламе.

    Pink Floyd - The Wall, 1979. The Wall. "Стена". Альбом-полотно, альбом-роман, альбом-скала… Величайшее творение рук Роджера Уотерса, оказавшегося в то время главным в Pink Floyd. Понятие концептуального альбома, еще пару десятилетий назад просто не существовавшее, в конце семидесятых стало как будто само собой разумеющимся, и "Флойд" в свое время сделали такой вклад в появление и развитие нашего представления о том, чем должен быть музыкальный альбом, что преувеличить тут просто невозможно. "Pink Floyd Барретта" и "Pink Floyd Гилмора" - тоже (очень по-разному) выдающиеся явления в истории музыки. Но "Pink Floyd Уотерса" сделал его тем недосягаемым образцом монолитного величия (хорошо это или плохо - другое дело), каким он остается до сих пор. The Wall, как и одноименный фильм, входит в число произведений искусства, который должен увидеть и услышать каждый порядочный человек. Потому что не восхищаться ими невозможно.

    The Rolling Stones - Exile on the Main Street, 1972. А семью годами ранее мощнейший двухдисковый альбом записали лондонские хулиганы The Rolling Stones. Exile on the Main Street многими считается самой выдающейся пластинкой за всю историю группы и вошел в кучу всяких "десяток", "пятидесяток" и "тысяч" "лучших рок-альбомов". "Лучший" он или не "лучший" - обсуждать совершенно бессмысленно. У великой группы было много совершенно не похожих друг на друга альбомов, и сравнивать их не представляется возможным. Куда правильнее просто их слушать и наслаждаться ими. Что бесспорно - так это огромное влияние альбома на то, что очень скоро стало происходить в британской и американской рок-культуре. И спасибо ему за это.

    Amon Duul II - Tanz der Lemminge, 1971. А еще годом ранее вышел "двойник" одних из флагманов краутрока - Amon Duul II (которых не следует путать с еще более эксцентричными товарищами из разных стран с очень похожими названиями), ставший у группы третьим лонгплеем. В отличие от своих наглухо "повернутых" и замечательных "тезок", Amon Duul II явили "краутрок с человеческим лицом", который без труда и с удовольствием примет самый неискушенный слушатель. А затейливые меломаны могут часами вслушиваться в витиеватые и очень мягкие музыкальные конструкции - благо, "танец леммингов" дает для этого все возможности, с особенной силой затягивая слушателей всех мастей в свои теплые и вязкие объятия.

    Can - Tago Mago, 1971. В том же году третий же свой альбом выпустили другие монстры краута - кельнская группа Can. Эта двойная пластинка стала дебютной для второго вокалиста ансамбля, японца Дамо Судзуки. В дискографии Can Tago Mago занимает особое место не только и не столько благодаря своему объему. Здесь психоделические эксперименты группы дошли до такого накала, что многие критики решили, что это - самая главная работа коллектива на все времена. Оставим за ними право выбирать "самых-самых", а сами вместо этого обратимся в слух и утонем в этом море бесконечных звуковых образов.

     

    Bob Dylan - Blonde on Blonde, 1966. Седьмой по счету "студийник" Боба Дилана - не единственный двойной в его дискографии, но при этом он является одним из самых главных его работ. Тоже большой "любимчик" многозначительных составителей всяческих рейтингов, он, впрочем, несомненно, заслужил то внимание, которое ему оказывают музжурналисты, так как он сам оказал влияние на все, что можно - в том числе и на заокеанских конкурентов The Beatles, которые в это время записывали свой Revolver.

    Love - Out Here, 1969. В 1968 году Артур Ли окончательно разогнал Love, откуда ушел и замечательный Брайан МакЛин, и набрал новый состав музыкантов, чтобы они помогали ему петь его песни. Вывеску он менять не стал, зато лидером стал безраздельным - и, наверное, испытывал что-то схожее с чувствами Лу Рида после того, как тот - примерно в то же время - расправился с Джоном Кейлом. Сумасшедший Forever Changes повторить было невозможно - не только потому, что ушел МакЛин, но и потому, что такие шедевры удаются только раз в жизни, и слишком многое должно совпасть, чтобы получилось такое. Но двойной альбом новых Love - Out There, как и его предшественник Four Sail, - все равно остается образцом лучшей музыки "золотых" шестидесятых.

    Sonic Youth - Daydream Nation, 1988. Шестой альбом прославленных Sonic Youth тоже был двойным. Daydream Nation - событие в истории музыки беспрецедентное. Тому, что сделали SY с "альтернативной" музыкой, с самим понятием "альтернативы" в искусстве, могли бы подивиться и The Velvet Underground с The Stooges.

    The Who - Tommy, 1969. Первая (по другим трактовкам - все-таки одна из первых) рок-опер в истории была издана на двух дисках группой The Who. Тогда же впервые был использован этот термин - сам по себе несколько сомнительный. Но так ли это принципиально. Среди произведений, называемых "рок-операми", есть ряд просто выдающихся. И Tommy легендарных The Who - один из них.

    The Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland, 1968. Третий альбом Джими Хендрикса, к сожалению, стал последним из вышедших при его жизни. Влияние этого альбома, как и предыдущих двух, на развитие электрогитарной психоделии и хард-рока переоценить невозможно. Многие ставят эту запись на первое место среди работ темнокожего героя шестидесятых. И не без оснований.

    Laibach - Baptism - Krst pod Triglavom, 1986. Каждый альбом великих словенцев Laibach - это крупное событие в мире искусства, и если не все это замечают, то самих музыкантов это нисколько не беспокоит. Двойная пластинка об истории небольшой славянской страны в контексте германской экспансии стала даже по меркам Laibach очень радикальной и полной экспериментов.

    Swans - The Seer, 2012. В прошлом году другая легенда индастриала - мрачные ребята Swans выпустили ошеломительный альбом, представляющий собой настоящий срез этого стиля и его производных. После него про индастриал в той форме, в которой мы его знаем, можно просто забыть. Интересно, что эта работа вышла почти одновременно с двухдисковым реквиемом по легендарной Trobbing Gristle, записанной ее музыкантами под вывеской Ex-TG.

    Magma - Magma, 1970. Прог-роковые инопланетяне с причудливой планеты Цойль дебютировали сразу двумя пластинками. Пластинка рекомендуется всем, интересующимся по-настоящему мощным прогом и желающим изучать кобайский язык.

    Поделиться