20.11.2013 23:04
    Поделиться

    Во Франции в Театре Турски проходит Русский фестиваль

    В девятнадцатый раз в Марселе проходит Русский фестиваль. За это время его создатель, директор Театра Турски, режиссер, актер и президент Международного института театров Средиземноморья Ришар Мартен успел сделать такую мощную прививку русской культуры французской публике, что наш орден Дружбы за свою многолетнюю просветительскую подвижническую деятельность он заслужил точно.

    Начался весь этот французско-русский фестивальный сюжет в 1995-м. Нет, он тогда не женился на русской актрисе, которая "завербовала" бы его в стан поклонников русского психологического театра, - это была совсем не семейная история, довольно типичная в случаях зарубежных международных культурных проектов с русской направленностью, - женщина здесь ни при чем.

    Дело было в Каире. В 1995 году Ришар Мартен был там членом жюри фестиваля экспериментальных театров. Где (вот география судьбы) и увидел спектакль "Месяц в деревне" Театра на Покровке в постановке Сергея Арцибашева. И тургеневские характеры на раскаленной каирской почве в исполнении русских актеров настолько его восхитили, что Ришар Мартен во что бы то ни стало решил показать этот спектакль в Марселе. И уже в феврале 1996 года организовал у себя первый фестиваль русского театра. Представив московский Театр на Покровке во всей его красе: первопроходцами стали Гоголь, Чехов и Тургенев, - о том "Ревизоре", "Женитьбе", "Трех сестрах" и "Месяце в деревне" в Марселе до сих пор вспоминают с придыханием.

    В следующем сезоне на гастроли в Марсель пожаловали московский Малый театр и Казанский драмтеатр имени Качалова. Третий русский фестиваль посвящался Михаилу Булгакову - Театр Турски и Театр на Покровке показали совместную постановку "Кабала святош", в которой каждый из артистов играл на своем родном языке; в добавление к оригинальной премьере казанцы привезли спектакль "Роковые яйца", а московский ТЮЗ - "Собачье сердце". Четвертый фестиваль был посвящен 200-летию со дня рождения Пушкина. И в программе значились "Пиковая дама", "Русалка", "Каменный гость", "Золотой петушок", "Сказка о попе и работнике его Балде", - спектакли театров из Казани, Орла, Новосибирска и Москвы. И так далее по годам и многим российским городам - с программным размахом, академическим подходом и неискоренимым желанием приобщить к культуре, которую любишь, всех, кого знаешь.

    19-й Фестиваль российского театра и кино в Театре Турски в Марселе приурочен к Санкт-Петербургским театральным сезонам, которые проходят при поддержке правительства Санкт-Петербурга и мэрии Марселя. Четыре питерских театра привозят в Турски свои постановки: БДТ им. Товстоногова, "Мастерская" Григория Козлова, "Приют Комедианта" и "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.

    Петербургскую кинопрограмму в Марселе в этом году представил Госфильмофонд России. Приглашая на фильмы из собрания Госфильмофонда, действие которых происходит в Санкт-Петербурге, генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев приветствовал гостей Театра Турски: "Посмотрев картины, в которых запечатлен один из великих городов мира - Санкт-Петербург, вы словно побываете в разных эпохах российской истории. Вы увидите Петербург Достоевского, среди героев которого мог впоследствии оказаться и такой персонаж, как Распутин. Вас не оставит равнодушными героическое сопротивление нашего народа в дни фашистской блокады Ленинграда - именно эта 900-дневная эпопея прославлена в знаменитой симфонии Дмитрия Шостаковича. Постижение непростого петербургского характера продолжает фильм "Монолог", а мотивы русского писателя Гоголя, склонного к странному смешению печали и гротеска, неожиданно раскрываются в картине о постсоветских временах "Окно в Париж". На улицы сегодняшнего Санкт-Петербурга, вернувшего себе историческое имя, выходит нервная и подвижная кинокамера в фильме "Питер FM". Здесь властвует новое время, новые характеры, но неизменно прекрасен и все так же загадочен Петербург"...

    P. S. Уже после демонстрации картин из программы "Госфильмофонда" - "Ленинградской симфонии" Захара Аграненко (1957), "Белых ночей" Ивана Пырьева (1959), "Монолога" Ильи Авербаха (1972), "Окна в Париж" Юрия Мамина (1993), "Питера FM" Оксаны Бычковой (2006) - стали ощутимы конкретные результаты и эффекты этой программы. Приглашение Николая Бородачева в один из красивейших городов мира было воспринято почти буквально: несколько коренных жителей Марселя попросились из Франции в Россию, в Санкт-Петербург, на постоянное место жительства. Заявки и предложения рассматриваются.

    Поделиться