19.11.2013 23:10
    Поделиться

    Театральный фестиваль "NET" открылся спектаклем "King Size"

    Знаменитый швейцарец, хэдлайнер всех главных европейских форумов Кристоф Марталер, чье имя с начала 90-х годов не сходит с уст немецкоязычных театралов и с главных площадок немецкоязычной сцены, уже к концу первого десятилетия XXI века стал фигурой номер один всей европейской сцены. С того момента, как он поставил в "Фольскбюне" убийственно язвительный спектакль "Убей европейца! Прихлопни, пристукни его!" (1994), где через любимые песни немецкого народа, классический и богослужебный музыкальный поп-корн совершил мощную критическую работу по обеззараживанию таинственной "немецкой души", он стал главным театральным "ассенизатором" объединенной Европы.

    Возглавив театр в Лозанне, он вскоре был изгнан из него за полную нелояльность к швейцарской ментальности, швейцарским часам и Swissair. А еще пару лет спустя он вызвал шквал негодования консервативной публики (которой, как ни покажется странным, все еще много во Франции), сыграв скандальный и убийственно антиклерикальный "Папперлапапп" (Papperlapapp) на главной фестивальной площадке Авиньона - в Почетном дворе Папского дворца.

    Сокрушая твердыни европейского обывателя, Марталер столь артистичен, что каждый его новый спектакль дарит сложное переживание раздражения и удовольствия, а радикальная музыкальная аскеза, исполненная виртуозного совершенства, превращает убийственные по смыслу зрелища в сладкие пилюли.

    Но на этот раз, кажется, пилюлю он пересластил. "King Size" - очередная история музыкальной трухи, навеки вписанной не только в дневное, но и в ночное сознание - то есть в бессознательное - современных европейцев. На этот раз Марталер двинулся в их спальни, в центре водрузив кровать королевского размера. Правда, неизменно сокрушительный юмор Марталера сработал и здесь, превратив место интимной семейной жизни в стандартный номер солидной гостиницы.

    Из этой кровати, окруженной цветастыми швейцарскими обоями (впрочем, ничто не намекает на то, что действие происходит в Базеле, откуда приехал спектакль), встроенными шкафами с абсурдно высоко пристроенным холодильным шкафом и туалетной комнатой, выпархивает известный композитор и пианист Бенедикт Детлефсен, в этой же кровати (иногда и под ней) спят, поют и производят синхронные жесты двое - актеры и певцы Тора Аугештад и Михаэль фон дер Хайде. Исполняемые ими песни и арии - от Генделя и Шуберта до "Битлз" и тошнотворной немецкой эстрады 70-х - вписаны в механическую хореографию повседневности с ее скорбным бесчувствием и слепотой. Эти двое, лежащие в кровати королевского размера, друг друга не видят, не осязают и не чувствуют. Их объединяют сны, наполненные музыкально-лирическим "мылом": любовь, природа, птички, восход солнца и прочие романтические бредни, вписанные в музыкальные шедевры, давно ставшие жвачкой. Сама музыка, чья красота всегда была знаком присутствия божественного в человеке, становится в спектакле Марталера образом пустоты и отчуждения человеческих отношений.

    Пожилая дама (Никола Вайсе), возникающая то и дело в самых подобающих местах - из шкафа, туалетной комнаты - с неизменной сумочкой, полной про запас всевозможных съестных продуктов и печальными размышлениями о бренности мира - являет собой momento mori.

    Но странная вещь - чем упорнее Марталер хочет рассказать об опустошенности отношений, тем более пустым оказывается его собственное высказывание.

    Что еще покажут на фестивале

    В программе фестиваля NET будет представлена последняя работа легенды мирового театра Питера Брука - музыкальный спектакль "Волшебная флейта" по мотивам одноименной оперы Моцарта.

    Эстонский театр "No99" покажет свою "Педагогическую поэму". Режиссер Тийт Оясоо и его коллеги отмерили своему коллективу 99 спектаклей - у этой постановки порядковый номер "63" (отсчет обратный).

    Паскаль Рамбер со своим парижским театром "Женвилье" привезет пластический спектакль "Memento Mori".

    Испанский кукольный спектакль "Mi gran obra", поставленный по всем принципам спектакля большой формы, представит режиссер Давид Эспиноза. Все роли у него отданы 5-миллиметровым персонажам.

    Спектакль голландского режиссера Иво ван Хове "Сцены из супружеской жизни", созданный по одноименному сценарию Ингмара Бергмана, объединит актеров и зрителей на сцене Дворца на Яузе.

    Финальным аккордом фестиваля станет спектакль французского режиссера Филиппа Кена "Эффект Сержа".

    В программе - и яркие московские премьеры: "100% Furioso" ("Платформа", компания Риччи/Форте, реж. Стефано Риччи и Джанни Форте), "Гамлет" ("Гоголь-центр", реж. Давид Бобе), "Три дня в аду" (Театр Наций, реж. Дмитрий Волкострелов), "Альбер Камю читает "Постороннего" /remix (автор концепции - Пьер де Мюэленер, Франция), "Старость" (рабочее название) (Liquid Theatre).

    Поделиться