19.11.2013 17:02
    Поделиться

    В Калининградской области добыча песка стала преступным бизнесом

    Незаконные разработки песчаных карьеров в Янтарном крае утратили единичный и разрозненный характер и приобрели форму хорошо организованного преступного бизнеса. Это вынужден был признать вице-губернатор Калининградской области Александр Рольбинов. По озвученным им на оперативном совещании регионального правительства данным, в области сегодня насчитывается 38 нелегальных карьеров, а имеют лицензии, на основании которых добывают и реализуют общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ), 22 организации. В год незаконно изымается из недр порядка 2,5-3 миллионов тонн песчано-гравийной смеси (ПГС).

    Сверхдоходный промысел

    Причем многие раскопки ведутся масштабно, промышленным способом и на протяжении длительного времени. Так, самый крупный незаконный карьер в поселке Медведево Зеленоградского района имеет площадь 27,5 гектара и глубину около 20 метров. Этот кратер даже из космоса видно! Однако на протяжении восьми лет здесь продолжает работать мощный комплексный отряд. За сутки отсюда вывозится до 200 самосвалов грузоподъемностью до 30 тонн песка. Специалисты подсчитали: ориентировочно доход "черных копателей" за 20 дней работы составляет восемь миллионов рублей. Рентабельность незаконного бизнеса, по мнению экспертов, составляет от 500 до 600 процентов, что сопоставимо с доходами от организации проституции, а по безнаказанности он на первом месте.

    На территории Гвардейского района, помимо несанкционированных разработок месторождений ПГС вблизи поселков Ровное и Ельняки, о которых известно всем, включая правоохранителей, образовался новый карьер у поселка Солдатское. Старые и новые котлованы зафиксированы также на территориях еще десяти поселков в четырех муниципальных районах области. Известен и график работы нелегалов. Рабочий день, как правило, они начинают вечером, в 18 часов, а завершают в 9 часов утра. Под покровом ночи, при свете фар экскаватора копают, грузят и вывозят добычу. Каждые три минуты из карьера выезжает груженый 30-тонный автомобиль. Как заметил директор региональной службы по экологическому контролю и надзору Сергей Побережный, такой "слаженной" работе может позавидовать любой лицензированный недропользователь.

    Поле вне видимости

    Почему же преступный промысел не видят те, кому положено его пресекать по долгу службы? Госнадзор за рациональным использованием и охраной недр возложен на территориальное управление соответствующей федеральной службы. Собранные материалы он должен передать в правоохранительные органы. Региональное управление Россельхознадзора должно рассчитать суммы вреда, причиненного почвам, и направить материалы дел в суды для принятия решений и взыскания с нарушителей ущерба. Полиция, в свою очередь, должна установить лиц, причастных к самовольным раскопкам.

    - Однако информации о привлечении к уголовной ответственности лиц, занимающихся незаконным бизнесом, нет. А нет ее потому, что межмуниципальные отделы полиции исправно направляют в контрольно-надзорные органы уведомления об отказе в возбуждении дел ввиду отсутствия в деяниях нелегальных старателей состава преступления, - констатировал Александр Рольбинов.

    И привел пример: глава сельского поселения обнаружил на подведомственной территории "левый" карьер, сфотографировал госномера машин и погрузочной техники, работающих на объекте, сообщил в местную полицию. Но там правонарушений в переданных материалах не усмотрели. Обвинили в противоправных действиях экскаваторщика, хотя, по предварительным оценкам, объем выемки песка составил около 10 тысяч кубометров. Что касается административных штрафов (от трех тысяч рублей для физлиц и до 30 тысяч -для юрлиц), то они никого не пугают. За исключением штрафов (от миллиона и выше за нарушение земель сельхозназначения), налагаемых Россельхознадзором. Только за текущий год в суд поданы иски на возмещение причиненного угодьям ущерба на 91,7 миллиона рублей.

    Усилия уходят в песок

    В целом результат борьбы с незаконными раскопками почти нулевой: карьеры закрываются, а потом вновь открываются, меньше их не становится. Уж больно хорошо поставлена служба оповещения нелегалов о готовящемся рейде, в чем не раз убеждались выездные комиссии. Время оповещения, по словам Сергея Побережного, составляет 10-11 минут! Что наводит на размышление о том, что у "генералов песчаных карьеров" имеется сеть осведомителей, в том числе в погонах. Четко налажен и сбыт. Добытые строительные материалы сплошь и рядом используются на объектах капитального строительства, возводимых по государственным контрактам. Подрядчики, среди которых есть солидные организации, гонятся за дешевизной: 30 тонн легального песка стоит 12-13 тысяч рублей, нелегального - две тысячи. И втягиваются в порочный круг, не думая о том, что пострадает качество строительства, а от этого сократится срок эксплуатации возведенных объектов. Не говоря уже о том, что из-за нелегальных операций казна области и муниципалитетов недополучит налоговых поступлений.

    "Черные старатели" промышляют преимущественно на землях сельхозназначения, оставляя после себя лунные пейзажи. Учитывая общую площадь нарушенных варварскими раскопками угодий (около 400 гектаров), ущерб оценивается в 200 миллионов рублей. Такое расхищение государственной собственности недопустимо, говорят в региональном правительстве. Здесь создали межведомственный координационный совет по вопросам незаконной добычи ОПИ. Первым делом члены совета взялись за пресловутый карьер в Медведево. Управлению дорожного хозяйства поручено ликвидировать бетонную дорогу, ведущую к месторождению. Так что на время деятельность забоя прекращена.

    Губернатор потребовал от правоохранительных органов навести порядок. В противном случае глава региона обещал обратиться к высшим руководителям федеральных структур, "карьеры будут стоить вам карьеры", предупредил он силовиков.

    Комментарии

    Олег Иванов, председатель калининградского отделения межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый фронт":

    - Расхищение недр в Калининградской области приобрело просто чудовищные масштабы. Мы два года занимаемся этой проблемой, которая не была интересна никому. Задавали вопросы чиновникам, например: из каких стройматериалов будут возводиться многочисленные объекты к ЧМ-2018, достаточно ли у нас для этого объемов добываемого легально песка? Предложили региональному правительству создать рабочую группу, которая бы контролировала происхождение ПГС на стройплощадках. Нам ответили, что это нецелесообразно. Недавно обнаружилось, что на строительстве трех дамб, на которые из федерального бюджета выделено 570 миллионов рублей, не использовалось ни одной тонны легального песка. Это еще раз доказывает необходимость ведения мониторинга добычи и происхождения ОПИ. Эпизодические рейды ничего не дадут, песок будут продолжать воровать.

    Александр Кузнецов, председатель комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной думы:

    - Чтобы положить конец воровству, безусловно, необходимы обеспечительные законодательные меры, ужесточающие порядок ведения бизнеса. До конца года в Госдуме планируется в первом чтении рассмотреть законодательную инициативу калининградского правительства об увеличении штрафов за нелегальную добычу песка и ПГС и конфискации техники, используемой в незаконных карьерах. Но наш предприниматель - своеобразный субъект, он всегда находит лазейку, чтобы обойти закон. На мой взгляд, рычагов для борьбы с недобросовестными предпринимателями и сегодня достаточно. Карьеры у нас роют не на бесхозной земле, практически в открытую. Это говорит о бессилии правоохранительных и природоохранных структур или о нежелании их выполнять свои полномочия. Можно ведь устроить так, чтобы у расхитителей земля горела под ногами.

    Поделиться