13.11.2013 23:34
    Поделиться

    В Киргизии идут споры о праве женщин носить хиджабы на работе

    Женщинам, неукоснительно соблюдающим строгие каноны ислама, может грозить увольнение с работы.

    Хиджаб раздора

    Ведущая одного из телеканалов на юге страны Марс Дооронова вынуждена была уволиться, потому что, как она утверждает, руководство компании запретило ей появляться в студии в хиджабе - мусульманском женском головном платке - и тем более вести в нем передачи.

    - Я "покрылась" (надела хиджаб) после замужества, - рассказала корреспонденту "РГ" Марс Дооронова. - А когда вышла на работу, начальство сразу поставило мне условие: никаких платков в офисе и тем более в эфире. Но если женщина приняла добровольное решение "покрыться", она больше не вправе появиться без хиджаба на улице или в обществе посторонних людей. Это считается грехом. Мы не нашли с начальством компромисс, и мне пришлось уволиться.

    В сельской средней школе Ошской области, тем временем, в схожей ситуации оказались 14 преподавательниц. Им не позволили вести уроки в мусульманских головных уборах. Две учительницы, одна из которых - мать четверых детей, предпочли уволиться. Также отмечается много случаев, когда к занятиям не допускали и школьниц, которые пытались посещать занятия в хиджабах. Преподаватели ссылаются на некий приказ минобразования КР, но главное образовательное ведомство страны наличие документа отрицает.

    Урок с покрытой головой

    Вышеперечисленные факты подняли новую волну споров: стоит ли женщинам, девушкам и девочкам, исповедующим ислам, появляться в традиционном мусульманском головном уборе в образовательных учреждениях или на работе? Этот вопрос был включен в повестку дня совещания с участием спецпредставителя правительства по Джалал-Абадской области Жусубалы Торомаматова. Поводом послужил видеоролик, распространенный в Интернете. Оператор заснял урок в одном из младших классов средней школы. Ученицы сидели за партами с покрытыми головами.

    Работники образования заявили, что они против ношения религиозной одежды в светских школах. Тем более, что среди учащихся есть представители других религиозных конфессий, которым покрывать голову не свойственно. Представители духовенства Джалал-Абадской области КР, в свою очередь, настаивали на том, чтобы хиджаб сделали обязательной одеж-дой для всех школьниц. Тогда в стране, по их словам, будет меньше разврата. К определенному решению, впрочем, стороны не пришли.

    Тему ношения хиджаба в общественных местах обсудили и в парламенте страны. Этот вопрос на заседании подняла депутат Гуласал Садырбаева. По ее мнению, необходимо разработать стандарт единой школьной формы, чтобы девочки не носили платки в учебных заведениях.

    - Разве ребенок шести-семи лет понимает, что такое платок и его предназначение? Наш народ никогда не носил хиджабы. У нас есть своя национальная одежда, так давайте носить ее, - предложила парламентарий.

    Мнения законодателей разделились. Одни парламентарии утверждают, что Киргизия - светское государство и это прописано в конституции. По их мнению, ношение головного убора, характерного для стран, где ислам является государственной религией, для республики неприемлемо. Другая часть народных избранников убеждена: раз на ношение женских мусульманских головных уборов нет официального запрета, то не стоит и создавать из-за этого проблему.

    Чужой урок

    "Не нашей одеждой" назвал хиджаб и президент страны Алмазбек Атамбаев, выступая перед студентами одного из вузов страны.

    - Ко мне уже обращались преподаватели школ с просьбой учить детей, надев хиджаб. В истории нашей страны были великие женщины, которые даже участвовали в сражениях, однако никогда они не закрывали лица черными покрывалами. Это не наша одежда, не наша культура, надо это понимать и не впадать в крайности. Есть разница между арабской культурой и исламом. Я тоже мусульманин, но мы должны помнить и свои традиции, - заявил глава государства.

    Пока политики и духовенство ищут компромисс, в республике увеличилось количество магазинов религиозной одежды, проходят специализированные показы мод, появились такси, которые перевозят исключительно девушек, исповедующих ислам, а также специальные пляжи для женщин-мусульманок. Эксперты опасаются, что такая тенденция напрямую ведет к стихийной исламизации общества, и этой ситуацией вполне могут воспользоваться радикальные движения, активность которых в республике растет.

    Комментарий

    Темир Джумакадыров, научный сотрудник Национального института стратегических исследований КР:

    - Если в стране будет развиваться просвещенный, мирный ислам, это хорошо. Духовное управление мусульман (ДУМК) страны уделяет достаточно большое внимание подготовке имамов - проповедников, которые должны просвещать население. Вот только насколько ДУМК контролирует процесс обращения людей в веру, сказать сложно. Никто этот процесс не анализировал.

    Мнения

    Юсур Лома, советник муфтия:

    - Никто не вправе заставить женщину носить хиджаб. Она приходит к этому сама, и это выбор ее души. Поэтому, я думаю, ограничивать ее в этом не следует. Что плохого в том, что девушки ходят в платках? Мне кажется, что у нас кто-то очень хочет следовать европейской моде. Там идут гонения на покрытых женщин. Им многое запрещено, боюсь, что теперь и у нас это начинается.

    Жылдыз Орозбекова, манасовед, кандидат исторических наук:

    - В истории Киргизстана, даже в период вхождения в ислам, нет ни одного упоминания о том, чтобы женщины закрывались, надевая хиджаб. Современные девушки все чаще носят этот атрибут мусульманской одежды, но вот вопрос: понимают ли они его значение? Арабские девушки и женщины с помощью такого наряда защищаются от жары и солнца, наши же воспринимают это как признак религиозной принадлежности. Думаю, что надо раз и навсегда решить вопрос ношения хиджабов на государственном уровне, ибо, если пустить это на самотек, в самое ближайшее время у нас возникнут серьезные проблемы с исламизацией общества. Причем, боюсь, в радикальной форме.

    Поделиться