11.11.2013 23:40
    Поделиться

    В России определят термин "социальное предпринимательство"

    До 20 ноября правительство должно разработать термин, определяющий социальное предпринимательство. Однако, на мой взгляд, делать это преждевременно, потому что если термин все-таки будет принят, через год-два нам нужно придумывать что-то новое. Сегодня единственная официальная формулировка о социальном предпринимательстве есть в распоряжении минэкономразвития, но туда не попадают НКО - только коммерческие организации. Надо понимать, что социальное предпринимательство - это гораздо более широкое явление, которое не имеет отношения к организационно-правовой форме. Это способ действия.

    Чем бы ни занимался социальный предприниматель - помощь сиротам, строительство больниц или детских садов, пошив ботинок, - это все равно бизнес. Ему нельзя диктовать, сколько зарабатывать. В чем проблема установки критериев, кого относить к социальным предпринимателям, а кого нет? Если установить, допустим, что к ним относятся все, кто торгует с маржей не более 10%, под это могут подстроиться множество производителей. Например, водка, которая будет продаваться с такой маржей, - это социальное предпринимательство? Нет. Или еще один критерий: социальный предприниматель - это тот, кто устраивает на работу социально незащищенные категории людей. Опять же, если на предприятии работают инвалиды, но делают они телефоны, которые продаются с маржей 1000% - это что, социальное предпринимательство? Тоже нет. Государство вынуждено вводить критерии, без них оно не может работать. Но если делать это по чисто формальным признакам, всегда найдутся мошенники, которые научатся подделывать эти критерии, получая финансирование, льготы и другие преимущества. И сама идея социального предпринимательства "убьется".

    Я убежден, что законодатели и чиновники не могут знать, что является социальным для конкретной территории. Кто может знать это лучше, чем сами люди? На любую деятельность должен быть запрос общества, должна быть потребность в этой деятельности. Социальность - это потребность общества в каком-то процессе или технологии, производстве или бизнесе. И определить это может только оно само. Мы предлагаем создать всестрановую социальную предпринимательскую кооперацию, в основу которой будет положен механизм экономики заслуг. СПК - это территория, где дополнительный налог, который лежит сегодня на каждом социальном предпринимателе, превратится в конкурентное преимущество. Принцип экономики заслуг прост - чем больше ты делаешь для общества, тем больше получаешь для себя. Такая экономика позволяет измерить социальный вклад любого человека, бизнеса, чиновника и социальный эффект от любого проекта. Каждый участник получает голоса и право оценивать остальных, и эти голоса прямо пропорциональны вложенным деньгам, времени, товарно-материальным ценностям. Те, кто не вкладывался, не имеют такого права, то есть появляется социальная ответственность граждан. Они и будут решать, что является социальным.

    Можно померить вклад - три часа, пять дней, три кирпича, но это не обозначает эффекта. Я мог потратить на песочницу во дворе миллион долларов, но туда никто не пойдет, тогда никакого социального эффекта. А если мы сделали песочницу за три рубля, взяли сколотили три доски, насыпали песка, дети играют, потому что она стоит там, где нужно, у нее социальный эффект может быть миллион. Сейчас не существует системы, которая может померить эффект. Такой системой должна стать социальная предпринимательская кооперация, в которой единица измерения - это заслуга. В систему могут войти все заинтересованные в процессе - корпорации, власть во всех проявлениях, малый бизнес, социальные предприниматели, обычные социально ответственные граждане. Что даст эта система? Мы сможем провести конкурс людей и компаний, которым не безразлична социальная сфера, и предложить им оценить эффект.

    Социальная предпринимательская кооперация будет делиться на территориальные и тематические образования - социальные союзы. Мы сможем замерить эффект в каждой из сфер - экология, образование и т.д. Территориальные социальные союзы смогут решить, что для них является социально полезным и кому именно из предпринимателей дать деньги. Где-то обычный сапожник будет социальным предпринимателем, потому что там никакого нет. А на соседней территории их 20, и там делать еще одного - это только плодить излишнюю конкуренцию.

    Социальный предприниматель должен иметь возможность зарабатывать больше, чем все остальные. Ведь социальный предприниматель - это уникальный человек, обладающий не только компетенцией бизнесмена, но и в своем роде социальный технолог. И если общество предъявляет социальным предпринимателям повышенные требования, то и вознаграждение должно быть соответствующим. Нужно создать условия, в которых быть социальным предпринимателем выгодно. Тогда туда пойдут яркие, сильные люди.

    Наличие местного сообщества является определяющим для социального предпринимателя. В Европе очень сильные местные сообщества, основанные на предпринимательской инициативе - ты не можешь открыть ресторан, например, если тебя не поддержат. В Азии - общины семейного типа. У нас ни того, ни другого. А если у бочки нет дна, а местное сообщество - дно в экономической системе, то сколько ты законов ни принимай, сколько денег ни "заливай", устойчивого результата не будет.

    Чтобы было социальное предпринимательство, нужно местное сообщество, чтобы было местное сообщество, нужна социальная предпринимательская кооперация, которая "сошьет" все это вместе. По нашим оценкам, в течение 5-10 лет в кооперацию может быть вовлечено 10-20 млн человек, а объем тех социально полезных активностей, которые можно измерить в "заслугах", оценен разными экспертами от 40 до 200% от ВВП. И если самый пессимистичный прогноз поделить на два, то все равно есть возможность добавить в экономику страны 20% от ВВП.

    Поделиться