11.11.2013 23:25
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: Из колеи Истории выпрыгнуть нельзя

    Нет выходного - нет события.

    Отменив 7 ноября выходной день, власти де-факто стерли в сознании большинства людей то, что еще недавно называлось Великой Октябрьской социалистической революцией (ВОСР). Теперь еще в учебнике объединят Февраль и Октябрь ("мартобрь" 1917, как предвидел Гоголь) - и "чао, Октябрь, сорри ...". От ВОСР останется - в соответствии с державной логикой и традицией - только парад 7 ноября, который ежегодно проводится в честь парада 7 ноября 1941, который проводился в честь 7 ноября 1917, от которого теперь осталась только бледная тень ...

    Что ж, последуем за этой логикой в модном жанре "альтернативной Истории", тем более "рекомендованной сверху". Итак - никакой ВОСР не было (вот Ленин простудился в своем шалаше, заболел и умер. А без него руководство большевиков так ни на что и не решилось, да еще разодралось между собой).

    А что было бы ?

    Здесь даже особых фантазий не требуется.

    12 (25) ноября 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание, в них приняли участие около 50% избирателей. Избрано 715 депутатов. 350 - правые эсеры, 40 - левые эсеры, 175 - большевики, 17 - кадеты, 15 меньшевики, 86 - от "национальных групп" (из них тоже 44 эсера). Вероятно, если бы не было правительства большевиков, их доля среди депутатов была бы меньше - скажем, было бы больше меньшевиков и тех же эсеров.

    Как бы то ни было - перед нами чисто социалистический парламент. "Буржуазная партия" одна, кадеты. За них с горя голосовали даже правые, монархисты и т. д. - те, кто до 17 года считал кадетов опасными изменниками-либералами. Но реальная доля всех правых и буржуазных и либеральных партий в России была ничтожна. Ни единого шанса на победу на честных выборах у них не было. (У них не было большинства даже на честных выборах в I Госдуму 1905 г.). Как, кстати, нет у правых буржуазно-либеральных партий шансов победить на честных выборах в парламент и сегодня ...

    Итак - социалистический парламент. Этот парламент, который просуществовал неполных 2 дня, 5-6 января 1918 г. принял закон о национализации земли, обращение о заключении мира, провозгласил Россию Федеративной демократической республикой. Так что ленинские декреты "О мире" и "О земле" были не "ленинскими" и "большевистскими", а общенародными.

    Крестьянская Россия с самой реформы 1861 г. не понимала, не принимала, не признавала помещичью собственность на землю (это неприятие выражал, кстати, "крестьянский граф" Толстой). Разногласие по аграрному вопросу между правящим классом и крестьянством должно было разрешиться: крестьяне рано или поздно закопали бы в землю помещиков.

    Что касается "декрета о мире", то патриотический угар 1914 года быстро развеялся. В каждом солдате любой армии мира сидит "бравый солдат Швейк". Но пока есть Государство, дисциплина, страх перед военно-полевым судом - солдаты вынуждены подчиняться, воевать. (Бывают исключительные ситуации, когда все видят: на Родину напали, чтобы ее превратить в колонию, а народ - в рабов, как это было в 1941-м. Тогда у значительной массы людей есть реальный внутренний мотив воевать. Но в подавляющем большинстве войны идут из-за госамбиций, мало понятных политических конфликтов, "геополитических интересов" и т.п. пиаровских штук, за которые почему-то "должны" платить своей кровью не политиканы и журналюги, а - солдаты!).

    Война держалась, пока держалась Армия. Армия держалась, пока держалась Власть. Власть держалась, пока держалась Монархия. Без монархии посыпался карточный домик. "Либеральные свиньи", когда, как могли, подрывали корни "монархического дуба", об этом как-то не подумали - "мозг нации" забыл, желудями с какого дерева питается ...

    Итак, без всяких большевиков армия воевать с немцами не будет. Лозунг "ни мира, ни войны, а армию распустить" придумал не Троцкий. Это - просто фиксация реального положения вещей на "фронте". Русская армия занята не "боевыми действиями" (их с июля 17 года фактически не было), а митингами и выборами в Учредительное собрание, которое прекратит войну. Армия (те, кто еще не дезертировали!) ждет одного приказа: домой - делить землю. Мечты славянофилов о Константинополе так же мало колышут солдат, как слова о "чести Родины", "верности союзникам", просто о "защите Отечества". Правительство - любое! - обязано заключить мир (на любых условиях) и дать землю. Точка.

    Понятно, что "геополитическая катастрофа" в таких условиях происходит автоматически. Все окраины - от Польши до Ср.Азии - отвалятся от российского "государства", которого просто больше нет. Весьма вероятно, что в 1918-м отпала бы и Сибирь с Дальним Востоком - там были сильные сепаратистские настроения, а главное - полное непонимание, кому и зачем платить налоги в Петрограде?

    Означало ли все это Гражданскую войну? Но кого с кем? Деморализованные помещики не могли бороться с крестьянами. Да и офицеры едва ли подняли бы восстание, если бы не "узурпаторы-большевики", а Учредительное собрание заключило мир с немцами. Скорее речь могла идти об обвально нарастающей общей энтропии, делегитимации любой власти - о Смутном времени.

    Ну а Смутное время в России скорее кончилось бы не "стабильной республикой", а новой Диктатурой. Учитывая настроения страны, не "правой", монархической (кроме ненависти монархия ничего не вызывала, да и землю бы помещикам назад никто не отдал), а "левой", по крайней мере, в "левой" словесной оболочке.

    Но ведь эта диктатура и наступила! Ее амбиции и размах - личная заслуга политического гения Ленина. Но в целом из колеи Истории не выпрыгнешь.

    Поделиться