07.11.2013 23:52
    Поделиться

    В Суздале открывается Всероссийский съезд муниципальных образований

    8 ноября в Суздале открывается Всероссийский съезд муниципальных образований
    Вопрос о том, как живет сегодня муниципальное образование, то есть поселок, город, район со всем его населением, был лишним. Понятно, что по-разному живет. В зависимости от возможностей территории и от того, как со своими проблемами управляется местная власть. А вот об этих самых проблемах и о власти, которая, как ни старается, не может стать реальным местным самоуправлением, кого еще спрашивать, как не председателя Всероссийского совета местного самоуправления, депутата Госдумы Вячеслава Тимченко.

    Вячеслав Тимченко: На самом деле с властью тоже понятно. Местное самоуправление в современной России существует десять - пятнадцать лет: пятнадцать лет назад Россией была подписана Европейская хартия о местном самоуправлении, ставшая основой для разработки и принятия базового закона, по которому мы сегодня живем. Десять лет назад принят сам закон о местном самоуправлении, так называемый 131-й. Для любого государства срок, согласитесь, небольшой, чтобы говорить о полном становлении этого публичного института власти, который Конституция РФ определяет как управление, решение социальных вопросов самими гражданами, под свою ответственность и в своих интересах. А наши граждане к тому же пассивны, не привыкли реально участвовать в управлении государством.

    Или отвыкли?

    Вячеслав Тимченко: Или отвыкли. Потому что те, кто такую активность проявлял, преследовались, а сами намерения в зародыше пресекались. Вот вам пример - казачество, которое по своей природе и есть местное самоуправление, когда все вопросы, касающиеся жизнедеятельности небольшого населенного пункта, решались на казачьем круге. Выбирался атаман, выбирался староста, определялись платежи, налоги, принималась на себя ответственность за содержание своего войска. Вот это как раз было стопроцентное местное самоуправление. Для того чтобы оно полностью возродилось и заработало как институт власти, нужно время. И это не связано только с законами или нормативными актами, это связано с психологией человека, который должен осознать, что никто за него эти вопросы решать не будет.

    Что должна делать и что может эта местная власть в нынешних условиях?

    Вячеслав Тимченко: На самом деле местное самоуправление - это наша повседневность. Проснулся, щелкнул выключателем: если свет есть, значит, работает местное самоуправление. Вышел на кухню, открыл кран: вода есть - местное самоуправление работает нормально. Батареи теплые зимой, в подъезде чисто, автобус ходит регулярно, тротуары хорошие, остановки ухоженные, дороги не разбитые - все это местное самоуправление работает. Цветы красивые посажены, дети в школу пошли, учатся хорошо, заболел - к доктору за медпомощью... Да все, что ни возьми, все жизненно необходимое - это все местное самоуправление.

    А многим россиянам знакомо и другое: открыл кран - воды нет, батареи холодные, автобус вовремя не пришел... Почему то, что "должна", и то, что "может", у местной власти так часто не совпадает? Финансов не хватает?

    Вячеслав Тимченко: Причина не только в деньгах. Это комплекс вопросов. В каком-то муниципалитете, точнее, в большинстве их действительно недостаток финансовых средств. Но и сама организация предоставления населению услуг хромает. Доверились аферистам, средства граждан и муниципалитета ушли, а ничего не сделано. Или другая ситуация: все вроде бы отлажено, а у людей проблемы. А почему? Жилищный фонд очень изношен. Большое количество домов аварийных, подлежащих сносу. Есть, как вы знаете, госпрограмма переселения из аварийного фонда. Но много домов, которые еще находятся не в аварийном состоянии, но нуждаются в капитальном ремонте. Чтобы сейчас все их отремонтировать, потребовалось бы три с половиной триллиона рублей. Это если не треть, то четверть российского бюджета. Но почему до такого состояния довели? Самая большая ошибка, на мой взгляд, в том, что в свое время приватизация жилищного фонда в России проводилась бесплатно и отношение у тех людей, которые получили это бесплатное жилье, к нему как к бесплатному, дармовому - "не мое". Если бы при приватизации человек заплатил хотя бы тысячу рублей или сто, неважно сколько, он бы уж к этому вопросу относился совсем по-другому. Сейчас владельцы квартир говорят: а нам должны отремонтировать. Кто должен? Почему человек, который купил или построил дом в том же городе, содержит его всю жизнь сам - и сети ремонтирует, и крышу. А тот, кто стал собственником через приватизацию, ждет, что это сделает власть.

    Это к вопросу о самоуправлении?

    Вячеслав Тимченко: У нас, к сожалению, общество не информировано. Иначе с просьбами "отремонтируйте подъезд" или "почините водопровод" не обращались бы к президенту. Я, например, считаю, что в школьном курсе необходимо ввести предмет "местное самоуправление". Тогда люди лучше будут понимать, что же такое местная власть. И чиновники, стремящиеся туда с мыслями о служебной машине, личном шофере и секретарше, тоже будут предупреждены, что здесь не просто какое-то хлебное место. Это тяжелый титанический труд. Мало того, что люди работают почти круглые сутки, еще и оплата их труда оставляет желать лучшего. Зарплата руководителя сельского поселения восемь - десять тысяч рублей. И эти деньги порой ему приходится тратить, чтобы погасить штрафы, которые выставили муниципалитету после каких-то проверок. Хорошо, что таких проверок скоро станет меньше, Дума приняла недавно в первом чтении правительственный законопроект, подготовленный по поручению президента, где регламентируются отношения местного самоуправления с надзорными органами.

    Финансы - раз, кадры - два. Это наиболее тяжелые вопросы для местного самоуправления. Но у нас сегодня 23 тысячи муниципальных образований. И каждое имеет свои особенности, свою степень развития не только института власти, но и экономического, территориального развития. В силу этих особенностей в некоторых случаях некоторые полномочия передаются с муниципального на региональный уровень. С одной стороны это хорошо, там и денег больше, и специалистов. А с другой из областного центра не всегда видно, какие, к примеру, медицинские услуги надо оказывать человеку, живущему в сельском поселении за сто, а то и за двести километров от областного центра. И врачи туда не наездятся. Так что это должна быть комплексно решаемая задача. И местным самоуправлением в своей части, и региональной властью. Да и муниципальная власть районного уровня должна быть здесь не сторонним наблюдателем.

    Как вы полагаете, главу муниципального образования следует избирать или назначать?

    Вячеслав Тимченко: Форму избрания, наделения и осуществления властных полномочий в местном органе власти диктуют особенности этнического, географического, экономического положения разных типов муниципальных образований. Идеальную универсальную модель вряд ли можно придумать. Но одно безусловно: сфере местного самоуправления нужны профессионалы. Это и политики, которые будут работать в представительном органе, и сити-менеджеры, управленцы. Важно, чтобы полномочия были четко разграничены. Чтобы председатель местной Думы не вмешивался в административные дела. А глава администрации не лез в политику. Нельзя, чтобы политические обещания и лозунги преобладали над системностью работы по содержанию муниципального хозяйства. Здесь нужно четкое разделение: кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево.

    Кто готовит кадры для местного самоуправления?

    Вячеслав Тимченко: Это потому и есть самый больной вопрос местного самоуправления, что эффективной системы подготовки и переподготовки кадров у нас нет. Хотя факультеты, где обучаются студенты по специальности "государственное и муниципальное управление", есть. В большинстве своем туда поступают по совету родителей, или потому, что конкурс был небольшой, или "все равно куда было идти". К пятому курсу суть муниципальной работы они, конечно, представляют. Но желающих трудиться по специальности максимум пять человек из всего выпуска. Вопросы подготовки и переподготовки муниципальных кадров находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Но бюджеты, даже субъектовые, не столь велики, а вопросы обучения кадров, к сожалению, не являются вопросами первостепенной необходимости. И когда губернатор решает, выделить деньги на зарплаты учителям и медикам или же вложиться в программу подготовки и переподготовки муниципальных кадров, то приоритет, конечно, учителям и врачам. К тому же программа, по которой обучают муниципальных чиновников, устарела и не отвечает современным требованиям. Как правило, это общие фразы, общие слова без конкретики, без разбора возможных проектов.

    А проблема кадров стоит очень остро. Минрегион недавно проводил конкурсный отбор проектов социально-экономического развития муниципальных образований, чтобы их финансировать. На эти цели выделялись колоссальные деньги - несколько миллиардов рублей. Но с трудом отобрали двадцать одно муниципальное образование. Деньги некому было давать, в проектах не прослеживалось даже понимания , что такое комплексное развитие, какие приоритеты, как поддерживать бизнес, чтобы он приносил дополнительные налоговые поступления в бюджет, давал дополнительные рабочие места.

    А какие вы видите возможности для наполнения муниципальных бюджетов?

    Вячеслав Тимченко: Денег много никогда не бывает. Но их можно научиться зарабатывать. И нужно учить, в том числе и власть, как оказывать содействие развитию бизнеса. Не мешать, а наоборот - содействовать. Знаете, если бы сегодня профессиональные кадры были в подавляющем большинстве муниципальных образований, то до трети необходимых дефицитных ресурсов можно было восполнить за счет умелой организации процесса. За счет объединения усилий, за счет принятия обоснованных экономических решений.

    Конечно, много вопросов, связанных с распределением налоговой нагрузки между разными уровнями власти. Мы сегодня предлагаем рассмотреть возможность передачи части налога на прибыль на муниципальный уровень. Прибыль эта формируется в муниципальном образовании. Если отдать, к примеру, два процента, то, я уверен, общие поступления от этого налога в федеральную казну не снизятся. Муниципалитеты будут заинтересованы в том, чтобы предприятие увеличило прибыль.

    Можно посмотреть и по другим налогам, касающимся тех видов деятельности, которые напрямую зависят от муниципалитета. Например, транспортный. Сегодня это частично федеральный, частично региональный налог. Мы предложили передать налог на транспорт физических лиц на муниципальный уровень. Объясню, почему: сейчас некоторые граждане либо не регистрируют транспорт, либо используют всевозможные схемы, чтобы уйти от транспортного налога. Из области, а тем более из Москвы невозможно разглядеть, у кого какой транспорт, кому он принадлежит. А в городском поселении, пусть там даже три тысячи человек, это точно знают. И если транспортный налог будет поступать в муниципалитет, владельца заставят поставить свой транспорт на учет, предпримут все меры, чтобы налог поступал в полном объеме и в срок.

    Любой власти нужен контроль...

    Вячеслав Тимченко: Для этого гражданская активность и гражданская инициатива и существуют. Можно пойти по пути создания контрольных органов муниципальных образований. Сегодня законодательство позволяет создавать такие контрольные органы. Причем делать их выборными. Но проблема в том, что если полагаться только на эти контрольные органы, все равно все сферы в муниципальном образовании не охватишь. Хорошо себя зарекомендовала такая форма как ТОСы - территориальное общественное самоуправление. Это самоорганизация граждан.

    Чего ждете от съезда?

    Вячеслав Тимченко: Чтобы в масштабах государства были определены основные векторы дальнейшего развития местного самоуправления в Российской Федерации. С конкретными сроками принятия каких-то концептуальных решений. В том числе по развитию финансовых основ, по формированию системы подготовки и переподготовки кадров, по уточнению полномочий муниципалитетов. И по количеству, и по содержанию. Неправильно, когда местной власти в сельском поселении ставятся задачи, которые она физически не может исполнить.

    Поделиться