Крупнейший в России фестиваль "ролевиков" собрал почти тысячу участников. Традиционно главной площадкой "Зиланткона" стал ДК имени Ленина. Серый и унылый "социалистический городок", какими обычно и бывают спальные районы, расцвел всеми красками. Конвент тем и хорош, что никогда не замыкается в стенах ДК, а выплескивается на улицы города. Участники в экзотических нарядах, ничуть не смущаясь, бродят среди прохожих, заходят в местные магазины. А с эльфами да волшебниками и в очереди стоять веселее.
Программа "Зиланткона", как обычно, была насыщенной и разнообразной. Рыцарские турниры, состязания менестрелей, конкурс на лучший костюм, мастер-классы для начинающих писателей-фантастов и, конечно же, бал. Музыкальными гостями нынешнего фестиваля стали известный бард Олег Медведев и группа "Оргия праведников".
Необычное место выбрали в этом году для рыцарских сражений - ледовый комплекс "Триумф". Воинам, закованным в тяжеленные латы, пришлось испытать, пусть и на искусственной поверхности, что же такое ледовое побоище. Впрочем, бойцы на условия не жаловались, наоборот, говорили, что в доспехах на катке биться гораздо комфортней. Проходили состязания "Стальной Зилант" в пяти номинациях: щит-меч, меч-меч, меч-баклер (маленький круглый щит), турнир алебардистов и самое зрелищное сражение: пять на пять человек.
Для тех, кто не разбирается в тонкостях, стоит пояснить, что в подобных боях участвуют реконструкторы, а не толкинисты. То есть люди, которые с максимальной достоверностью воссоздают оружие, доспехи той или иной эпохи и бьются почти всерьез, разве что мечи не заточены. Толкинисты же, образно говоря, это ожившие персонажи произведений Джона Толкиена. В первую очередь "Властелина колец". Эти сражения тоже довольно жесткие, но оружие все же носит условный характер, оно, как правило, деревянное.
Кстати, у европейских ролевиков такой травматичный антураж не в ходу. Они используют безобидное Larp-оружие из латекса. Об этом рассказал один из ветеранов ролевого движения в России Вячеслав Рожков, известный как Дядя Слава.
- Они называют нас Russian crazy, - смеется он. - У них сражаются все, вплоть до беременных женщин и матерей с детьми в слингах. Однажды в Греции я тоже поучаствовал в "боевке" с Larp-оружием. Очень понравилось. А потом на российских играх расслабился и быстро схлопотал по голове.
Вообще, по словам Вячеслава Рожкова, хотя ролевые игры зарождались в России и на Западе практически одновременно, в начале 90-х, отношение к ним в обществе сложилось разное. За границей это вид интерактивного искусства, и оно хорошо поддерживается государством. Например, шведские ролевики в год получают два миллиона евро. А в России взрослых людей, одетых в сказочные или исторические костюмы, чаще всего воспринимают как чудаков.
- Мы в качестве защитной реакции позиционируем ролевые игры как хобби для успешных людей, - поясняет Вячеслав. - Ничем не хуже, чем, например, слалом. Мне 45 лет, у меня трое детей, я начальник в одной крупной IT-компании. И никаких комплексов не испытываю. На работе все знают о моем увлечении. Есть среди нас бизнес-консультанты, политтехнологи, депутаты. Хотя основной состав, конечно, студенты. Ролевые игры тренируют мозг. Фактически всем своим гуманитарным знаниям я обязан им. В школе Толстого я не читал, поскольку был технарем. А теперь открыл для себя его публицистику. Мне предстоит прочитать Достоевского, потому что я хочу поехать в Санкт-Петербург на игру, посвященную творчеству этого писателя.
Кстати, за последние двадцать лет ролевые игры сильно эволюционировали и давно не сводятся к разыгрыванию сюжетов из "Властелина колец". Нет такой книги или эпохи, которую не могли бы оживить ролевики.