05.11.2013 10:48
    Поделиться

    Эксперты: Россияне в представлении иностранцев - недружелюбные люди

    Несмотря на все усилия регионов по увеличению потока туристов, эта задача решается не столь успешно, как хотелось бы. По мнению участников международного туристического форума Visit Russia, этому есть несколько причин. В них пытались разобраться эксперты в сфере туризма, представители органов власти, экономисты, маркетологи и просто путешественники.

    В поисках "фишек"

    Важно, что об "охоте на интуриста" на форуме говорили сами иностранцы, а не только представители российского турбизнеса. Они, на взгляд зарубежных гостей, далеко не всегда объективно и правильно понимают, что же нужно человеку из-за кордона, чтобы он остался в каком-либо российском городе хотя бы на ночь.

    - Очень часто сам регион решает, что будет интересно на его территории туристу из другого региона или страны, - отмечает руководитель Балтийского отделения Российского союза туриндустрии Илона Ансоне. - И это, наверное, основная ошибка. Потому что иностранцев может интересовать совсем не то, что им предлагают. Например, когда я заговорила с представителями Ханты-Мансийска об индустриальном туризме, связанном с добычей нефти, они отмахнулись: да перестаньте, кому это интересно, нам это надоело. Это эффект "замыленного" взгляда. Между тем иностранцам как раз интересно - где еще они это увидят?

    По словам Илоны Ансоне, российские регионы до сих пор не научились находить и, главное, продвигать свои "фишки".

    - Я работала с одиннадцатью регионами на выставке в Берлине, все они презентовали свои турпродукты - стандартный набор из сельского туризма, культурно-познавательного, гастрономического и прочих, но никто не доказал мне, почему я должна приехать именно к ним. Создавалось впечатление, что я везде получу примерно одно и то же. То есть не подчеркиваются особенности, присущие только этому региону, и никакому другому.

    Эти грустные россияне

    Эксперт из Латвии рассказала, что на основе изучения отзывов туристов, размещенных на крупнейших туристских порталах, можно сделать вывод о спектре интересов иностранцев в России. Их, оказывается, привлекает стереотип, что "в России не так, как везде", разнообразие местных культур, дореволюционное, советское и военное наследие, настоящая зима и доступность экстра-развлечений.

    Однако интерес иностранца к "огромной и малоизвестной стране" серьезно подрывает информация о ней со знаком "минус". Так, согласно отзывам, европейцы крайне недовольны российским соотношением цены и качества предоставляемых услуг.

    - Я не говорю о Москве и Санкт-Петербурге, - продолжает Илона Ансоне. - Но даже провинциальные города очень и очень дороги. При этом избалованные европейцы и близко не получают того качества, к которому привыкли. Хотя есть, конечно, и положительные примеры.

    Кроме того, иностранцев отпугивают сложности при получении визы и необходимость на месте проходить странную, на их взгляд, процедуру регистрации, когда их принуждают отвечать на вопросы, на какое время они приехали, с какой целью и кто их принимает. Многим неудобны пока практикуемые в России расчеты наличными деньгами, от которых европейцы почти отвыкли. Пугают такси и воры-карманники. Немалое количество иностранцев почему-то полагают, что водопроводную воду в России не только нельзя пить, но в ней нельзя даже мыться. Ну и, конечно, языковой барьер - россияне практически не говорят по-английски.

    Россияне в представлении иностранцев - недружелюбные люди. У этой проблемы глубокие корни, но ситуацию надо менять

    - Обслуживающий персонал в гостинице не может связать двух слов по-английски! - с изумлением рассказал о русских реалиях директор Французского института туризма Париж - Восток Лоран Девиллер. - И что вы делаете со своими детьми? Ругаете каждый день? Они такие грустные! Молодые люди не улыбаются. Россияне вообще не улыбаются. Мы приезжаем в страну, надеемся встретить приветливые лица, а видим на ресепшене в отеле угрюмых людей. А ведь это важная деталь, по которой судят о стране. Россияне в представлении иностранцев - недружелюбные люди. У этой проблемы глубокие корни, у вас нелегкая жизнь, но, тем не менее, надо ситуацию как-то менять.

    В музей на коляске

    Почти не создано в России, по словам Лорана Девиллера, и условий для путешествия туристов-инвалидов. С этим согласна и исполнительный директор Академии доступности и универсального дизайна Галина Колодицкая. Она напомнила, что в рамках празднования 85-летия Всероссийского общества глухих провели автопробег по маршруту Москва - Владивосток с целью промониторить доступность объектов показа и инфраструктуры для людей с ограничениями по здоровью.

    - Экипажи формировали из туристов с разными формами инвалидности, - рассказала эксперт. - Многие города, через которые пролегал маршрут, могли бы пользоваться популярностью как среди россиян, так и среди иностранных гостей с инвалидностью. Но, к сожалению, большая часть объектов не готова к приему этой категории граждан. Элементарные проблемы возникли даже на пути следования: слабослышащие и глухие люди не могли общаться с операторами заправочных станций через затемненные стекла и связаться со службами экстренной помощи с помощью СМС, для инвалидов были недоступны многие памятники культуры и гостиницы.

    При этом, по словам Галины Колодицкой, в последние десять лет эксперты отмечают динамический рост в таком сегменте рынка, как туризм для инвалидов и маломобильных граждан. То есть спрос есть, дело - за предложением.

    Туроператоры, объединяйтесь

    Безбарьерная туристская среда для инвалидов - это тот случай, когда без поддержки государства, видимо, не обойтись. Потому что и более "традиционный" туризм без нее, по признанию участников форума, не может развиваться в соответствии с заданной "программой-максимум".

    - Без концентрации усилий и взаимодействия государства и бизнеса, без поддержки на региональном и федеральном уровнях власти мы не решим те задачи, которые перед собой ставим для увеличения внутреннего и въездного туризма как отрасли экономики, которая обеспечивает мультипликативный эффект, - уверен заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Амунц.

    Но поскольку казенные средства по умолчанию ограничены, в Ростуризме стали искать способы привлечения в отрасль внебюджетного финансирования. Вместе с Внешэкономбанком уже разработана комплексная программа развития инфраструктуры туризма.

    - Считаем, это неплохой механизм, который позволит инициаторам проектов подключить различные возможности, в том числе института развития ВЭБ, - говорит Дмитрий Амунц.

    Кроме того, Федеральное агентство по туризму и Минкультуры РФ выступили с инициативой выпустить государственную лотерею, отчисления от которой будут направлять на реализацию программ в сфере туризма.

    А чтобы информация о нуждах отрасли без проволочек доходила до властных кабинетов, исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе призвала представителей этого бизнеса к объединению.

    - Это дает возможность донести до органов власти, что нужно турбизнесу на данном этапе, - считает она. - Что греха таить, у нас без участия государства ни один проект толком не реализуется. И в то же время информационные потоки между органами власти, структурами, которые принимают решения, и бизнесом идут с препятствиями. И даже самый активный и инициативный бизнесмен зачастую не может донести какие-то важные вещи до государства. Чтобы пошел правильный информационный поток, чтобы пошла работа в двух направлениях - от государства к бизнесу и наоборот, - нужны отраслевые общественные объединения.

    По данным Майи Ломидзе, в России таких объединений сегодня около пятидесяти. После ярославского форума, видимо, станет значительно больше.

    Поделиться