04.11.2013 13:18
    Поделиться

    В Уфе прошла "Ночь искусств"

    В Уфе инициативу российского Министерства культуры провести "Ночь искусств" поддержали выставочные залы и несколько музеев.

    Специально к этой акции в художественной галерее "Мирас" было приурочено открытие выставки "Красота" молодого автора Азата Басырова. Экспозиция стала довольно необычной для формата этой выставочной площадки. В качестве предмета искусства художник выбрал женскую красоту, но не как эстетическое явление, а как товар, который нужно качественно упаковать и удачно продать. Речь идет о конкурсах красоты и их участницах, предстающих на картинах Азата Басырова в необычных ракурсах.

    Художник достаточно безжалостен к шоу подобного рода. Поэтому вместо короны он изображает консервную банку, вместо надписи "Мисс Вселенная" на ленте пишет "SOS", на лицах ставит пробы, как на золоте - "999". Все работы выполнены "золотой" краской, и автор сделал так, чтобы зритель видел, как стирается эта позолота, потому что она - фальшивая.

     - Конкурсы красоты поражают своей отчужденностью, искусственностью ситуаций, нездоровыми реакциями, фиктивными победами и поражениями, - высказывает свою точку зрения Азат Басыров. - Там индивидуальность замещается "реальностью оценки", когда личность стирают, забывая имя, нумеруют, распределяют по функциям, классифицируют и ставят пробу. И все это является показательным срезом современного мира, "мира красоты". В связи с этим возникает вопрос: можно ли оценить красоту, определить, красиво это или нет по отношению к живому существу? Думаю, что нет. Это патология.

    Совсем иначе выстроена концепция другой выставки - "Газели", которая демонстрируется в Малом выставочном зале регионального отделения Союза художников России. Название относит нас к восточной поэзии: газели, или газелла - это лирические двустишия, в которых выражена законченная мысль.

    Восточная изысканность отражена не только в названии, но и в содержании картин. В центре внимания художника Рафаэля Кадырова тоже женская красота, но исключительно в гармонии с природой и мирозданием. Естественность выражается не только в том, как выписаны линии обнаженного женского тела, но и в использовании в качестве основы картины дерева с ее фактурой, которая подчас заменяет художнику краски. Форма материала (дверца шкафа или столешница) подчас определяет и сюжет.

    Например, "Лунный свет" нарисован на светлой круглой столешнице. Девушки, сидящие на серпике Луны, не только настраивают на романтический лад, но и напоминают древнюю башкирскую легенду о лунной девушке Зухре. Примечательно, что лунный свет в интерпретации Рафаэля Кадырова вовсе не мертвенно-синий, как его привыкли представлять, а теплый, золотистый, ведь это, по словам художника, отраженный свет Солнца.

    Как и все восточное, простые с виду сюжеты Рафаэля Кадырова уводят зрителя далеко. Или вглубь культуры, или истории, если не всеобщей, то хотя бы отдельной семьи, через которую эта история прошла. Наглядными примерами тому - две картины: памяти дедушки и памяти бабушки. На первой изображены старинные книги на арабском языке, на второй - угольные утюги. Или картина "Веретено", написанная на дверце старинного буфета, разделенной на две части. В верхней - изображена старушка с мотком шерсти на руках, в нижней - веретенца. И буфет, явно из далекого прошлого, и старушка, и само древнее ремесло прядения шерсти - все это как будто выступает из давнего прошлого, но такого понятного и близкого современному зрителю именно благодаря бесхитростным предметам и "времен связующим нитям".

    Ночным посетителям была доступна еще одна выставка картин, работающая в Уфимской художественной галерее, - заслуженного художника РБ Ивана Фартукова, посвященная его 65-летию.

    В "Ночи искусств" участвовала также Башкирская государственная филармония. Здесь в Большом зале состоялся заключительный концерт III Международного музыкального фестиваля "Уфа-Зальцбург" с участием блистательных музыкантов из ансамбля "Зальцбургские солисты" - скрипача Луца Лесковица, альтиста Владимира Мендельсона, виолончелиста Джерими Финдлея, а также российского пианиста Василия Щербакова.

    Подключились к акции и музеи, прямого отношения к искусству и не имеющие. В Национальном музее РБ можно было увидеть выставку кукол и посмотреть полную версию анимационного фильма "Урал-батыр", созданного по мотивам башкирского народного эпоса (проект получил многомиллионный грант президента Башкортостана), а в Республиканском музее боевой славы, кроме основной экспозиции - познакомиться с выставкой энтузиаста исторической реконструкции и художника Ильдара Шаяхметова.

    Поделиться