04.11.2013 15:12
    Поделиться

    "РГ" предлагает вспомнить "крылатые фразы" из отечественных фильмов

    "Мгновения, которые делают фильм" - под таким интригующим заголовком крупнейшее в мире издательство, выпускающее иллюстрированные книги по искусству, Thames & Hidson, издало оригинальный труд кинокритика Дэвида Томпсона. В нем собраны фразы, визуальные образы и сцены, которые запали в память поколений и сделали фильмы бессмертными.

    Действительно: ведь в нашем представлении вся полузабытая, но великая "Касабланка" представлена финальной фразой "Мне кажется, что это начало прекрасной дружбы". Эта картина Майкла Кертиса вообще полна запоминающихся фраз, которые во многом определяют тон фильма, его стиль, его образ:

    - Кто вы по национальности?

    - Пьяница.

    Или:

    - Рики, я буду скучать: ты - единственный, у кого еще меньше совести, чем у меня.

    Или:

    - Я тебя увижу сегодня вечером?

    - Не люблю строить планы на столь отдаленное будущее!

    А вот знаменитый фильм Орсона Уэллса, который долгое время возглавлял список лучших фильмов всех времен и народов, но недавно уступил место "Головокружению" Хичкока.

    - В этом городе стоит купить пакет орехов - про тебя сразу напишут песню.

    Или:

    - Кто тут занятой человек - я?! Я - председатель совета директоров, и чего-чего, а времени у меня хватает.

    Или:

    - Если бы я не был так богат, я бы стал прекрасным человеком!

    Или:

    - Старость - единственная болезнь, от которой не вылечишься.

    А вот "Психо" вышеупомянутого Хичкока:

    - Мы все сходим с ума. А вы сходите?

    - Схожу. Иногда хватает и одного раза.

    "Крестный отец" Копполы практически весь ушел в фольклор:

    - Отец сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться.

    - Нельзя ненавидеть врагов - эмоции мешают думать.

    - Всю жизнь я стремился подняться по социальной лестнице. Но чем выше я поднимался, тем становилось гаже.

    - Со временем я становлюсь умнее. Наверное, когда я умру, я буду мудрецом.

    А вот симпатичный диалог из "Крестного отца". Ничего особенного, но замечательно:

    - Как сказать по-испански "Банана дайкири"?

    - Банана дайкири.

    Зарубежные фильмы в нашем прокате сильно теряют: их дублируют, и чем дальше, тем более "творчески" подходят к этому процессу, расцвечивая оригинальные диалоги доморощенным остроумием и уничтожая изначальный стиль картин.

    Зато сколько "крылатых фраз" улетело в народ из отечественных кинокартин!

    - Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

    Это - "Александр Невский" великого Сергея Эйзенштейна.

    - Стыд - вот чувство, которое спасет человечество!

    Это "Солярис" Андрея Тарковского - фильм, который ненавидел автор этой фразы Станислав Лем.

    - Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, - будет одно сплошное телевидение. ("Москва слезам не верит", нестареющий "оскароносный" фильм Владимира Меньшова).

    Но, конечно, главным источником "крылатых фраз" были и остаются комедии. Прошло уже почти полвека после выхода на экраны "Бриллиантовой руки" Леонида Гайдая, но фразы из этой комедии до сих пор живут в памяти, передаваясь из поколения в поколение:

    - Я не трус, но я боюсь!

    - Может, меня даже наградят... посмертно!

    - Руссо туристо! Облико морале!

    - Дичь не улетит, она жареная.

    - Если человек идиот, то это надолго.

    - ДитЯм мороженое, его бабе цветы. Смотри не перепутай!

    - Наши люди в булочную на такси не ездят.

    - Не виноватая я!

    А вот диалоги, которым уже под восемьдесят! И они не стареют:

    - Вы такой молодой, и уже гений! Как это можно?

    - Привычка!

    Или:

    - Моя мама умрет от счастья!

    - Ладно, если умрет - приду.

    - Катафалк не резиновый, местов больше нету!

    Это "Веселые ребята" Григория Александрова. Когда их под названием "Москва смеется" впервые показали на Венецианском кинофестивале 1934 года, газеты писали: "Вы думаете, что Москва только строит и борется? А Москва - смеется, да так заразительно, что вы будете смеяться вместе с нею!".

    Точно придуманные и сыгранные фразы накрепко соединяются в нашей памяти не только с фильмом, но и с голосом, и с образом актера, который их впервые произнес с экрана:

    - Муля, не нервируй меня! Деточка, что ты хочешь - чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу? Красота - это страшная сила! Не мешай нам веселиться, изверг!

    Конечно же, это Раневская в фильмах "Весна" и "Подкидыш".

    - Сел, задумался - открыл!

    А это - Плятт в той же бессмертной "Весне" Григория Александрова.

    - Как разведчик разведчику скажу вам: вы болван, Штюбинг! Терпение, и ваша щетина превратится в золото!

    Это, разумеется, Павел Кадочников в "Подвиге разведчика".

    Иной раз одна только фраза сразу возрождает в памяти и кинофильм, в котором она прозвучала, и весь образ этого фильма, и настроение, с которым вы когда-то вышли из кинотеатра: "Эта нога - у того, у кого надо нога!" ("Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова).

    - Какая гадость эта ваша заливная рыба! ("Ирония судьбы, или С легким паром!" Эльдара Рязанова).

    - Ваша музыка испохабила всю русскую культуру: какую мелодию ни возьми - отовсюду "Цыганочка" прет! ("Ширли-мырли" Владимира Меньшова).

    Бывает и так, что точная фраза, парадоксальный диалог многие годы держат на плаву довольно посредственную картину, и она становится популярной:

    - Что ж вы мечте изменили?

    - Нет, просто я мечту изменила! ("Королева бензоколонки" Алексея Мишурина и Николая Литуса).

    Как ни странно, вот такие чисто литературные, казалось бы, приемы очень часто имеют решающее значение для долговечности фильма. Они делали кино как бы концентратом действительности, вбирая в один образ, реплику, диалог легко и радостно узнаваемый срез реальности.

    Но подумаем о российских фильмах последних лет - скажем, тех, что вышли уже в новом веке. Могут ли они похвалиться вот такими запавшими в память репликами, образами, эпизодами? Боюсь, что даже если мы сейчас попытаемся вспомнить сообща, улов будет скудным.

    Беда в том, что кино, ведомое нашей мудрой кинотеорией, решило, что оно должно показывать жизнь какая есть - не мудрствуя, не придумывая интересных диалогов, говорить с экрана просто, каким бывает обиходное наше мычание. Быть, так сказать, зеркалом и магнитофоном в одном флаконе. На такой "бытовой", разболтанной и совсем уже не образной речи построены почти все современные фильмы.

    Естественно, в них нечему западать в память, и нет ничего "крылатого". Такому искусству вообще не на чем летать - у него отрезали крылья. Поэтому если фильмы давних лет помнятся до сих пор, вспомнить картины, вышедшие на экраны всего год назад, мало кто возьмется. И тем более - вспомнить какой-то их образ, эпизод или то, что несли с экрана персонажи.

    Если кто из читателей сейчас попытается реабилитировать новорусское кино, вспомнив острый диалог или точную фразу, подаренную кинофильмом нам и истории, - в добрый путь. Ждем ваших воспоминаний.

    Опрос "РГ"
    Поделиться