04.11.2013 08:45
    Поделиться

    Промышленные предприятия фиксируют отток кадров

    Отток кадров с промышленных предприятий продолжается. В октябре был пик таких увольнений, сообщает Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара. Его эксперты зафиксировали эту необычную для России тенденцию. Ведь речь идет не о массовых увольнениях. Люди уходят сами. И как признаются в опросах работодатели, главная причина - низкая оплата труда. Именно по этой причине очень многие вакансии годами остаются открытыми.

    "Прогнозы изменения занятости показывают, что подобная ситуация сохранится и в следующие месяцы. При этом опросы зарегистрировали в октябре самый большой за последние три года "сброс" прогнозов занятости", - говорится в мониторинге института. Его ведет лаборатория конъюнктурных опросов института. Ее заведующий Сергей Цухло пояснил "РГ", что замеры происходят ежемесячно. Работники института проводят опрос руководителей промышленных предприятий, в том числе задают вопрос - количество работников на предприятии выросло, уменьшилось или не поменялось за определенный период.

    И, к сожалению, ответ, что число работников уменьшилось, превалирует уже не первый месяц. Но даже у этой неприятной тенденции, оказывается, есть свои плюсы. Как считают в институте им. Гайдара, отток работников с предприятий в условиях стагнации может решить одну из болезненных проблем российской экономики - низкой производительности труда.

    Как показывает многолетний мониторинг, с конца 2010 года не более трети промышленных предприятий оценивали фактически сложившуюся у них производительность как низкую ("ниже нормы"), что являлось одной из причин слабой мотивированности для ее повышения. Но в октябре 2013 года доля таких оценок выросла до 41 процента. В результате сторонников политики повышения производительности труда в промышленности, похоже, стало больше.

    Впрочем, как ранее отмечал "РГ" директор Центра трудовых исследований НИУ "Высшая школа экономики" Владимир Гимпельсон, на нашем рынке труда сформировались такие институты, которые автоматически поддерживают высокую занятость и низкую безработицу ценой низкого качества рабочих мест и смещения занятости в неформальный сектор.

    "Наша экономика не создает новые рабочие места в компаниях в нужном объеме. И именно это я бы назвал главной проблемой нашего рынка труда, - говорит Владимир Гимпельсон. - Это имеет разнообразные негативные последствия. Ежегодно ликвидируется рабочих мест в корпоративном секторе больше, чем создается - это демонстрируют данные Росстата".

    В итоге службе занятости предложить соискателям особо нечего (пособия низкие, а вакансий мало и они малопривлекательные)". В такой ситуации людям ничего больше не остается, как идти в неформальный сектор экономики. Сколько сейчас людей трудятся в неформальном секторе?

    "Существуют разные методики оценки, - продолжает эксперт, - Даже у Росстата есть "вилка": по одним данным, неформально трудятся 18-20 процентов от всех занятых - порядка 14 миллиона человек. По другим получится примерно 22-24 миллиона. Я бы назвал оценку где-то посередине - примерно четверть от числа всех занятых".

    ОПРОС "РГ"

    Поделиться