02.11.2013 14:13
    Поделиться

    Социальная политика станет самой расходной частью бюджета

    Ноябрь пройдет под знаком работы над бюджетом на три следующие года. В этом месяце проект документа должен быть принят Госдумой во втором и третьем чтениях и уйти в Совет федерации.

    Одновременно власти намерены жестко отслеживать казенные траты. Уже в начале декабря минфин, минэкономразвития, минтруд и минергион должны принять программу повышения эффективности управления общественными финансами. А к середине декабря минфин и Счетная палата распишут критерии и методику оценки эффективности бюджетных расходов.

    Скорее всего, их предложения должны будут вылиться в систему персонифицированной ответственности чиновников за управление бюджетными деньгами, предполагают эксперты "РГ".

    Больше всего денег из казны планируют тратить на соцполитику. На нее, по проекту, приходится четвертая часть всех расходов федерального бюджета на душу населения: из 8 тысяч рублей в месяц, которые планируется потратить на каждого из россиянина, почти 2,2 тысячи уйдут на эту статью. А если посмотреть расходы бюджетов бюджетной системы (то есть с учетом консолидированных бюджетов и внебюджетных фондов), то в пересчете на душу населения соцполитика будет "весить" почти 30 процентов - 5,3 тысячи рублей в месяц из 15,6 тысячи.

    Следом по величине затрат на душу идет такая статься, как "национальная экономика" - на нее из условной доли каждого гражданина потратят 2,1 тысячи рублей в месяц. На образование среднему россиянину положено 1,7 тысячи рублей в месяц, на здравоохранение - 1,4 тысячи. На нацоборону и нацбезопасность гражданам выделят по 1,4 и 1,2 тысячи рублей. А вот расходы на ЖКХ, например, все больше перекладываются на плечи населения - из бюджета вам ежемесячно на него подкинут всего по 634 рубля. На культуру и кинематографию выделят того меньше - по 219 рублей в месяц на душу, на физкультуру и спорт - по 138 рублей.

    Бюджет этого года впервые формировали по программному принципу. И самая большая часть расходов приходится на программы, которые объединены в направление "новое качество жизни" - это 24,4 процента всех расходов. На направление "инновационное развитие и модернизация экономики" предлагают выделить 14,6 процента расходов, на "эффективное государство" - 8 процентов.

    Именно выполнение госпрограмм и должны стать основой для оценки эффективности бюджетных расходов, говорит директор института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. По всем госпрограммам существуют целевые индикаторы: потратили столько-то - результат такой-то. Наверное, реализация госпрограмм должна учитываться и при оценке эффективности деятельности органов госвласти, предполагает эксперт. Со следующего года на программный принцип начнут переходить бюджеты многих регионов.

    Скорее всего, предполагает Климанов, это приведет к персонифицированной ответственности чиновников - причем, не только высших должностных лиц, но и среднего звена. Когда бюджетные расходы будут расписаны детально, цели преобразованы в госзадания по госуслугам для конкретных учреждений, то и спрашивать за результат можно будет с руководителей этих учреждений.

    Впрочем, все не так просто. Например, связь между бюджетными тратами и целевыми показателями не всегда очевидна, во всяком случае - на коротких временных отрезках, признает Климанов. И особенно сложно оценить такие вещи в социальной сфере. Пока стороной обходится и такая тема, как межбюджетные отношения. А она обостряется. "Объем расходных обязательств, возлагаемых на регионы, растет, а роста доходов не наблюдается. И это воспринимается небезболезненно в свете задач, поставленных указами президента", - обращает внимание эксперт. В свое время межбюджетными проблемами пытались заниматься специально созданные комиссии Хлопонина и Козака, но никаких решений озвучено не было.

    "Наконец, непонятно, насколько мы будем готовы к принятию жестких решений за недостижение тех или иных показателей, - продолжает Климанов. - Надо прописать четкие правила. Что происходит при недостижении совокупности индикаторов на 80 процентов при соблюдении бюджетного финансирования на 100 процентов? Как должны корректироваться цели при сокращении бюджетного финансирования? И что делать, если показатели перевыполнены - чиновников следует за это премировать или сначала проверить, не занижены ли были цели?". На все эти вопросы пока ответов нет. Но только установления правил в любом случае недостаточно. Чтобы неэффективность управленцев имела четкие последствия, должны быть определенная степень политической культуры, выборность управленцев, говорит Климанов.

    Справка "РГ"

    2,2 миллиона семей получат в следующем году материнский капитал. Его размер вырастет - с 387 тысяч рублей в этом году до 408,9 тысячи рублей.

    Расходы федерального бюджета на поддержку граждан, имеющих детей, в следующем году составят 63,9 миллиарда рублей. Госпособия положены по уходу за ребенком до 1,5 лет - если граждане не подлежат обязательному соцстрахованию. Единовременные пособия выдаются женщинам, вставшим на учет в медучреждения в ранние сроки беременности, уволенным в связи ликвидацией предприятий. Выдаются компенсации женщинам, имеющим детей до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятия. Ежегодно такие пособия получают более 1,5 миллиона человек.

    Поделиться