28.10.2013 23:40
    Поделиться

    Приток инвестиций в Москву за три года вырос в полтора раза

    Бизнес-центры в пределах Третьего транспортного кольца больше возводиться не будут. Об этом заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин на Втором Международном форуме по иностранным инвестициям. Он пояснил, что плотность застройки в столице сейчас так велика, что новое офисное строительство возможно только на окраинах города и на новых территориях.

    На притоке инвестиций в столицу это, скорее всего, не отразится. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, за последние три года объем притока финансовых средств в экономику города увеличился в полтора раза и достиг 35 млрд долларов. Причем в основном это деньги частных компаний.

    "Этот форум уже продемонстрировал заинтересованность властей в бизнесе, присутствие мэра дает всем нам "зеленый" свет, - пояснил директор по работе с партнерами компании "Эмерсон Нетворк Пауэр" Игорь Ерин.

    Сергей Собянин отметил, что московский инвестиционный форум набирает популярность. В этом году в его работе приняло участие около двух тысяч представителей различных компаний, год назад участников было на треть меньше.

    Территория Москвы за последний год в 2,5 раза увеличилась, поэтому она еще больше открыта для инвестиций. По прогнозам, доля общих инвестиций в новые территории будет расти, а через 5-7 лет может сравняться по объему с инвестициями в "старой" Москве. "Население Москвы постоянно растет и уже достигло 12 млн человек, - сообщил мэр. - И каждый год будет прибавляться еще на 100 тысяч, что позволяет говорить об огромном рынке сбыта".

    Сергей Собянин назвал несколько объектов для потенциальных вложений. Москва предлагает инвесторам вложиться в строительство 160 километров метрополитена, 400 километров автодорог, принять участие в обустройстве общественного пространства (парков, пешеходных зон). Что касается подземки, то местные власти планируют заключать контракты жизненного цикла с компаниями на поставку вагонов метро. В ноябре должен пройти первый конкурс среди международных компаний.

    Фактически Москва собирается занять средства у частных инвесторов, ведь крупная сумма требуется одномоментно.

    Кроме того, по мнению мэра, инвесторов наверняка заинтересует специальная программа аренды памятников архитектуры. Дело в том, что еще в прошлом году столичные власти предложили инвесторам, готовым вкладывать средства в восстановление зданий, символическую ставку аренды - 1 рубль на 49 лет. В течение года по этой программе были сданы в аренду усадьба Морозовых, жилой дом Н.П. Баулина, усадьба архитектора Буссе в Подсосенском переулке, усадьба Колесникова - Шаргиных - Сапатиной, "Дом с кариатидами", усадьба купца Гусева, усадьба Чернцовой - Варгиных - Барановых. В 2013 году, опробовав схему льготной сдачи наследия в аренду, правительство Москвы разрешило частникам выкупать по льготной цене нуждающиеся в реставрации старинные дома. Москва готова предложить и новые проекты. Уже есть желающие принять участие в строительстве Северного дублера Кутузовского проспекта - от центра до МКАД, проинвестировать создание 255 транспортно-пересадочных узлов на пересечении метро с железной дорогой.

    - Мы очень ждем производителей, готовы предоставить им льготы по налогам на имущество, на землю, - сказал Сергей Собянин.

    В пример он привел концерн "Рено-Ниссан", который не смог отказаться от заманчивого предложения столичных властей и в два раза увеличил выпуск машин на московской площадке. Подобный режим наибольшего благоприятствования столица готова предложить и другим крупным производителям.

    Не раз во время форума звучали реплики, что Москва переинвестирована и нужно дать возможность развиваться другим регионам. Столичные власти не собираются тянуть одеяло на себя, но, как заметил министр регионального развития РФ Игорь Слюняев, в борьбе за каждый рубль инвестиций пока побеждает московская агломерация. Этому есть объективные причины. "Столица является мощным распределительным узлом, и 30% грузов проходит именно через Москву", - сказал глава минрегиона.

    В свою очередь, ректор бизнес-школы "Сколково", бывший вице-мэр Андрей Шаронов считает, что если бы не столица, то огромный поток инвестиций шел бы в регионы. Однако тут же замечает, что для многих инвесторов Москва является своего рода плацдармом, с которого и начинается дальнейшая экспансия капитала на территории.

    Его поддержал министр столичного правительства, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей города Сергей Черемин: "Более 90% всех штаб-квартир ведущих мировых фондов и представительств прописано в Москве". Именно с этим, по его мнению, отчасти связан тот факт, что 62% всех иностранных инвестиций осело в первопрестольной.

    Каких инвестиций ждет столица? Глава минрегиона ратовал за вложения средств в ЖКХ, объясняя это тем, что по капиталоемкости инвестиции в отрасли стоят примерно на одном уровне с проектами в дорожном хозяйстве. Он напомнил, что на модернизацию сферы ЖКХ необходимо 9 трлн рублей. Большую часть этой суммы составляют расходы на содержание и ремонт жилого фонда, 380 млрд рублей необходимы на капительный ремонт и реконструкцию котельных, 300 млрд - на трансформаторные подстанции, 511 млрд - на очистные сооружения и 724 - на электрические сети.

    При этом, по мнению Игоря Слюняева, все условия для привлечения инвестиций в ЖКХ уже сформированы: в России по сравнению с Европой неплохой показатель по темпу роста ВВП - 2%, стабильная налоговая система. Более того, в России действует плоская фиксированная ставка подоходного налога - 13%, а хозяйствующие субъекты могут выбирать те налоговые режимы, которые наиболее комфортны.

    - Москве необходимы крупные инфраструктурные инвестиции, чтобы сделать город еще более успешным, - уверен генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.

    Не так давно РФПИ нашел арабских инвесторов. Департамент финансов Абу-Даби в партнерстве с фондом вложит около $5 млрд в инфраструктурные проекты РФ. "Нам вместе с партнерами из Абу-Даби могут быть интересны различные проекты по строительству частных дорог, мостов, аэропортов, парковок, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Один из таких проектов - строительство ЦКАД, куда РФПИ вместе с соинвесторами готов вложить до 60 млрд рублей", - сообщил "РБГ" гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев.

    Москва борется если не за каждый рубль инвестиций, то за стабильный приток доходов, тем более если он не требует особых расходов местных властей. Сергей Собянин рассказал на форуме об одной такой идее. Возможно, уже в ближайшем будущем пассажиры, следующие транзитом через Москву, смогут в течение трех дней находиться в столице, не оформляя виз. По мнению мэра, это позволит привлечь в Москву дополнительно 100 млрд рублей, ведь ежегодно через воздушные ворота города прибывает порядка 5 млн человек. А всего проходит через московские аэропорты около 50 млн человек в год.

    По словам Собянина, за короткое время нужно будет решить еще множество проблем. В первую очередь много нареканий вызывает состояние инфраструктуры аэропортов, которые уже сейчас сильно перегружены. Также предусматриваются вложения и в пригородное сообщение, чтобы иностранным туристам не пришлось тратить драгоценное безвизовое время на дорогу в город.

    Между тем подобная практика уже существует в ряде мегаполисов мира. Так, с этого года она введена в китайской столице. С 1 января 2013 года, следуя транзитом через Пекин в третью страну, россияне могут оставаться в китайской столице без визы в течение трех суток. Оформить безвизовое пребывание можно в столичном аэропорте Шоуду. Для этого миграционным властям нужно предоставить загранпаспорт и билеты, а также подтверждение от перевозчика о том, что вы вылетаете из столицы максимум через 72 часа.

    По окончании пленарной сессии участников попросили проголосовать: какие основные шаги должны быть сделаны в России для улучшения инвестклимата. Большинство проголосовало за создание равных условий для инвесторов и принятие закона по защите прав инвесторов.

    Поделиться