28.10.2013 23:40
    Поделиться

    ГД рассмотрит закон о правилах автоперевозки опасных и габаритных грузов

    Перевозить груз с небольшим превышением нормы веса по автодорогам станет проще
    На рассмотрении в Госдуме находится проект закона о правилах автоперевозки опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов.

    Полное название документа - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов". И разработан он для совершенствования порядка осуществления транспортировок упомянутых товаров.

    Законопроект предусматривает четыре принципиальные вещи. Это предоставление права перевозки без оформления специального разрешения тяжеловесных грузов в случае, если превышение установленных допустимых весовых параметров по массе автомобиля или нагрузке на ось находится в пределах погрешности взвешивания (не более 2%). Если же превышение параметров составляет от 2 до 10%, применяется упрощенный порядок выдачи спецразрешений. На грузовладельцев возлагается обязанность контролировать наличие спецразрешений у перевозчика. И, наконец, радикально увеличивается количество мест выдачи спецразрешений; теперь они будут максимально приближены их к транспортным предприятиям.

    По мнению парламентариев, нынешнее законодательство, регулирующее порядок организации перевозок упомянутых грузов, содержит положения, необоснованно затрудняющие ведение перевозочной деятельности, что приводит к серьезным издержкам автотранспортных компаний.

    Так, говорится в пояснительной записке к законопроекту, специальные разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов в международном и межрегиональном сообщениях выдаются только в одной организации, находящейся в Москве. В этой связи владельцы транспортных средств, расположенные в удаленных регионах, вынуждены содержать в Москве своих представителей или нести командировочные расходы, связанные с получением специальных разрешений.

    Кроме того, срок оформления спецразрешений на практике составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. При этом получать разрешения на перевозку необходимо даже в случае незначительного превышения установленных весовых параметров (200-300 кг на ось), что чаще всего обусловлено погрешностью взвешивания, обледенением грузовика, а также налипанием на ходовую часть грязи или снега.

    В действующем сегодня законодательстве не разграничена ответственность между грузовладельцами и перевозчиками за нарушение правил доставки тяжеловесных грузов

    В тоже время в Белоруссии, например, при незначительных превышениях установленных весовых параметров (в пределах 10%), специальное разрешение можно получить непосредственно в любом пункте весового контроля в течение буквально пары часов.

    Плюс ко всему в действующем сегодня законодательстве не разграничена ответственность между грузовладельцами и перевозчиками за нарушение правил доставки тяжеловесных грузов. И для сокращения транспортных расходов грузоотправители практикуют загрузку транспортных средств сверх установленных норм, что приводит к разрушению дорог. При этом они не несут никакой ответственности за последствия данных решений.

    Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вносятся коррективы и в КоАП, предусматривающие возложение на грузовладельцев административной ответственности за нарушение правил перевозок тяжеловесных грузов наравне с владельцами транспортных средств, а также дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести таких правонарушения. Например, допуск к движению по автодорогам из пункта погрузки транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов, без разрешения или с превышением весовых параметров, указанных в разрешении, обойдется должностным лицам в 10-15 тыс. руб., а юридическим - от 250 до 400 тыс. руб.

    Принятие указанных изменений, по мнению законодателей, позволит ликвидировать избыточные административные барьеры и сократить материальные затраты компаний, занимающихся перевозками опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

    Впрочем, как сообщил "РГ" генеральный директор City Express Алексей Кичатов, в части перевозок тяжеловесных грузов для перевозчиков принципиально мало что изменится, так как в следующем году будет введена плата для большегрузного автотранспорта за проезд по федеральным трассам общего пользования. "Если сейчас перевозчики платят за специальное разрешение, то в перспективе будут платить за пользование автотрассами, то есть за ущерб, причиняемый дорожному покрытию. Пока неизвестно, что выйдет дороже и насколько. Но несложно предположить, что расходы перевозчиков, особенно на протяженных маршрутах, возрастут. С другой стороны, издержки будут компенсированы отсутствием необходимости выполнять бюрократические формальности. Но это если и снизит расходы, то весьма незначительно", - считает Алексей Кичатов.

    "Очень многое зависит от схемы внедрения этих правил на уровне управляющих органов и бизнес-среды, - говорит Галина Гельфанд, директор по стратегическому развитию компании "ЛогЛаб", - В целом, возможность перевозок тяжеловесных грузов без оформления специальных разрешений и передача Ространснадзору полномочий по их выдаче, является прямым снижением административных барьеров. Соответственно, на рынке увеличится количество подрядчиков. Для нас, как 3PL оператора, это должно было бы сыграть положительную роль, однако из практики мы знаем, что это также приведет и к повышению рисков из-за возросшей недобросовестности подрядчиков. Уже сейчас и дорожное покрытие, и автопарк требуют срочного ремонта. Если же убрать административные барьеры, аварийность увеличится".

    Руководитель отдела мультимодальных перевозок этой же компании Игорь Молчаренко был еще категоричнее. "Мы опросили наших контрагентов, почти никто не слышал о подобном предложении, и только один из десяти смог ответить по существу. Так, перевозчики не ожидают сильных изменений. Послабления в 2% не повлекут за собой значительного роста прибыли. Более того, сейчас наблюдается ужесточение весового контроля. При минимальном превышении ТС в принудительном порядке размещаются на коммерческих штрафных стоянках, причем штрафы могут достигать 30 тыс. руб. в сутки. А подобные штрафы могут свести любую прибыль на ноль. В общем и целом, все контрагенты ответили: когда примут, тогда и посмотрим".

    Поделиться