25.10.2013 13:00
    Поделиться

    "РГ" собрала несколько "темных" историй об Эйфелевой башне

    25 октября 1889 года в Париже была построена Эйфелева башня. Специалисты называют ее самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира.

    Между тем в истории главного символа Парижа есть несколько не слишком красивых страниц. Монументальное сооружение регулярно попадает в криминальную хронику, поскольку во все времена привлекало не только туристов, но и мошенников, воров, самоубийц и даже террористов. "РГ" собрала ряд "темных" историй о знаменитой башне.

    Увидеть Париж и умереть

    Как бы цинично не прозвучало, но Эйфелева башня стала для парижских самоубийц излюбленным местом. Действительно, во французской столице суициды чаще происходят только от отравлений и повешений. Как подсчитали французские журналисты, за 124 года существования сооружения здесь завершили свой жизненный путь по меньшей мере 370 человек. В статистику попали и несколько несчастных случаев, но, как бы то ни было, власти приняли решение установить по всему периметру лестниц и площадок ограждения и решетки.

    Панацеей это, увы, не стало. Последний летальный случай, судя по новостным лентам, датирован 24 июня 2012 года. Неизвестный мужчина из Израиля забрался по внешним опорам башни на ее третий уровень (125 метров) и после двухчасовых переговоров со спасателями шагнул вниз. Аналогичный случай едва не произошел и на следующий день, но тут пожарным каким-то образом удалось связать девушку, порывавшуюся сброситься с первого, 57-метрового уровня башни.

    Не обошлось без инцидентов и в нынешнем году, причем тоже в июне. Французской полиции пришлось немало постараться, чтобы спасти жизнь 30-летнему польскому туристу, который угрожал спрыгнуть со 100-метровой высоты после того, как его покажут по телевидению. На время спасательной операции, оказавшейся успешной, с башни эвакуировали всех посетителей.

    Кстати, историки выяснили и имя первого самоубийцы - им стал 23-летний француз Рене Шипон. Интересно, что он поступил гораздо проще нынешних суицидников. Побоявшись прыгать, молодой человек повесился на одной из металлических конструкций.

    Соломки не подстелил

    С Эйфелевой башни прыгали не только самоубийцы. Широко известен неудачный полет 33-летнего австрийского портного Франца Райхельта, который решил испытать созданный им плащ-парашют. В феврале 1912 года он взобрался на высоту 58 метров, потоптался несколько минут перед объективами хроникеров и мешком рухнул на землю.

    "Я буду быстро падать метров 20-30, пока не раскроется парашют, а затем последует плавный спуск", - говорил Райхельт собравшимся на Эйфелевой башне репортерам. Если бы все так и случилось, он мог бы получить от парижского аэроклуба 10 тысяч франков - сумму, которую он вряд ли мог заработать пошивом дамской одежды. Самое интересное, что накануне горе-изобретатель несколько раз неудачно испытал свой костюм на кукле, которую сбрасывал из окна квартиры, а потом и сам прыгнул со второго этажа на стог сена. Однако в роковой день соломки Райхельт не подстелил.

    В некоторых источниках упоминается еще одна жертва экспериментов - некий молодой авиатор Леон Солло, который на своем самолетике не сумел пролететь между опорами башни, задев одну из них крылом, и погиб. Но ни даты этого трагического случая, ни каких-либо свидетельств найти нам не удалось. Как нет подтверждения и другой катастрофы - в 1908 году француз Огюст Фаньер во время показательного полета над Парижем якобы потерял управление и врезался в Эйфелеву башню.

    По версии некоторых филологов, эта легенда нашла отражение в русской фразе "пролетая как фанера над Парижем". Впрочем, куда более вероятно, что известное выражение возникло после проведения в 1909 году тогдашним президентом Франции Арманом Фальером первой международной аэронавтической выставки, по мотивам которой в прессе того времени появились карикатуры "Фальер над Парижем".

    Убийство в стиле "гламур"

    Открытие Эйфелевой башни в 1889 году якобы было омрачено неожиданной смертью одной из первых посетительниц. По предположениям, она погибла от банального укуса пчелы. Однако случайный свидетель происшествия букинист Виктoр Легри и управляющий его книжной лавкой Жозеф Пиньо взялись за выяснение истинных причин происшествия. И дело оказалось куда серьезнее - речь шла об убийстве.

    Именно этот сюжет, взятый, как считается, из парижской прессы конца XIX века, описывает в своей книге "Убийство на Эйфелевой башне" современный писатель Клод Изнер. А вернее - две сестры, Лилиан Корб и Лоранс Лефевр, которые работают под этим мужским псевдонимом. Правда, судя по отзывам читателей, детектив вряд ли способен завоевать первые премии на литературных конкурсах.

    Хотя убийств на башне с момента ее открытия, возможно, и не происходило, эту тему решили поэксплуатировать и в кино. В нынешнем году совместными усилиями кинематографистов Франции и Великобритании в телепрокате (в том числе российском) стартовал многосерийный сериал "Джо". Детективу Джо Сен-Клеру, которого сыграл знаменитый Жан Рено, пришлось, среди прочего, распутывать загадочное убийство известной экс-модели. Ее, по задумке сценариста, нашли повешенной в верхней части Эйфелевой башни во время традиционной Парижской недели моды.

    На страх и риск

    В один из субботних вечеров в марте 2013 года около полутора тысяч посетителей были в срочном порядке эвакуированы с Эйфелевой башни из-за угрозы террористического акта. О возможном взрыве сообщил неизвестный, позвонив в полицию из уличной телефона-автомата. Анонимный сигнал, к счастью, оказался ложным.

    Интересно, что неделей ранее тревогу здесь уже поднимали - у подножия сооружения обнаружили подозрительный сверток. Рисковать жизнью туристов и персонала полицейские не стали, и - пока саперы не убедились в том, что речь не идет о взрывном устройстве, - провели эвакуацию и выставили оцепление.

    Опасения спецслужб во многом связаны с тем, что Эйфелева башня, наряду с собором Нотр-Дам, считается одним из самых "терактоопасных" памятников Европы. В 2005 году в Париже задержали двух выходцев из Алжира, которые работали на некую "чеченскую сеть" исламистов. Арестанты признались, что тремя годами ранее они получили информацию о готовящейся в столице Франции серии терактов, в том числе на Эйфелевой башне. Как писала тогда газета Le Parisien, следствие располагало убедительными доказательствами, что группировка была намерена привести в действие свои планы и готовила для этого сильнодействующие отравляющие вещества, в частности рицин.

    Держи карман

    Парижским карманникам повезло, что они могут работать на Эйфелевой башне и в ее окрестностях. Говорят, тут ни дня не проходит без крупных краж у туристов. На руку "щипачам" и затянувшийся с 2008 года ремонт лифта в западной опоре. Чтобы воспользоваться восточным подъемником, ждать приходится порой до четырех часов. Уставшие от потери времени посетители теряют бдительность, чем умело пользуются воры. Страдают от этой ситуации и сотрудники - им приходится, во-первых, выслушивать бесконечные жалобы туристов, а во-вторых, рисковать собственными вещами.

    По словам лидера профсоюзной организации Эйфелевой башни Акима Лалили, в создавшейся ситуации в выигрыше только воры. Случаи краж денег и телефонов у персонала происходят все чаще. Неудивительно, что в этом году профсоюз объявил акцию протеста в виде однодневной забастовки.

    А пока вместо строителей, которые ссылаются на сложность ремонта лифта, способного перевозить одновременно полсотни человек, активизировать работу пришлось парижским полицейским. Теперь их здесь можно встретить почти на каждой смотровой площадке. И, как сообщает французская пресса, это дает определенные результаты. Конкретной статистики по Эйфелевой башне не приводится, но в целом количество зафиксированных фактов воровства на туристических объектах сократилось нынешним летом почти на 10 процентов по сравнению с прошлым.

    Обвели вокруг шпиля

    В истории Эйфелевой башни есть несколько эпизодов, связанных с мошенничеством. Самый громкий - продажа сооружения на металлолом, на которой заработал известный чешский аферист Виктор Люстиг. Грандиозную схему он придумал в первый же день после прибытия в Париж в 1925 году. Пролистывая в кафешке газету, он наткнулся на заметку об ужасном состоянии Эйфелевой башни и о том, что власти рассматривают вариант ее демонтажа. В тот же день он разослал письма за подписью замминистра Виктора Люстига крупнейшим торговцам металла с приглашением на секретную аудиенцию в люксовом номере самой престижной гостиницы Парижа. Там он предложил бизнесменам поучаствовать в тендере на покупку башни, а, по сути, ее стальных конструкций.

    Будучи хорошим психологом, Люстиг заметил, что один из приглашенных - Андре Пуассон - заинтересовался идеей не столько по финансовым соображениям, сколько из-за желания войти в историю Франции. Получилось куда масштабнее - его имя стало известно по всему миру после того, как он добровольно отдал мошеннику чек на 250 тысяч франков и еще немного денег в качестве взятки за заключение "столь выгодного" соглашения.

    Правда, слава пришла к Пуассону не сразу - он уже и сам к этому не стремился, опасаясь выглядеть посмешищем. Его позже имя раскрыл Люстиг, который, потеряв всякий страх, вскоре вернулся в Париж из Вены, чтобы провернуть еще одну сделку. На этот раз ему попался более осторожный клиент, заявивший в полицию. Бывший "замминистра" сбежал в США, но там был пойман и получил 20-летний срок заключения, который отбыть до конца из-за смерти от пневмонии ему не удалось.

    Между тем, у Люстига были и предшественники и последователи. Так, в 1960 году англичанин Дэвид Сэмс заинтересовал дешевым металлоломом голландскую фирму, но воспользоваться полученными деньгами не успел, угодив за решетку. Другую, более интересную мошенническую схему предложил шведский аферист, который нашел соинвесторов на покраску Эйфелевой башни специальной антикоррозийной краской - они помогли ему "приобрести" 50 тонн специального красителя за миллион франков. Ни краски, ни денег, ни хитроумного шведа больше никто не видел.

    И, наконец, относительно свежая история - в 2007 году была выявлена афера с продажей входных билетов на башню. Целая команда из 15 кассиров обнаружила, что при определенных манипуляциях с принтерами и компьютером система выпускала лишний талон, который не учитывался бухгалтерией. В итоге группу француженок обвинили в хищении и перепродаже более 112 тысяч таких билетов в период с 1996 по 2002 год на общую сумму около миллиона евро.

    Поделиться