Кто бы мог подумать, что в слове из трех букв можно сделать три ошибки. Речь идет о, казалось бы, самом обыкновенном наречии "еще".
- Как правильно написать "исче" или "есчо"? - такой вопрос задал нам позвонивший школьник, - рассказывают консультанты. - Судя по акценту, для паренька русский язык - не родной. Но то, что у него возникло желание узнать истину, похвально.
На какой слог поставить ударение: "слИвовый" или "сливОвый","одноврЕменно" или "одновремЕнно","ТАнаис" или "ТанаИс? С этим за считанные минуты справились специалисты. И не просто выдали правильные варианты, но и предоставили ссылку на конкретный источник, подтверждающий истину.
Идея нести грамотность в массы возникла у сотрудников центральной библиотеки имени Горького города Батайска. Поначалу библиотекари, среди которых есть и опытные филологи, проводили мероприятия, призванные искоренить мат в молодежной среде и привить любовь к чистому родному языку. Опросы и исследования показали, что с русским дружат далеко не все. Работа вылилась в проект, который был представлен и принят "на ура" во время всероссийской конференции в Сочи "Через библиотеки - в будущее".
График работы справочной линии такой же, что и у библиотеки: ежедневно кроме пятницы с 9 до 17 часов. На телефонные звонки отвечают два консультанта, которые теперь с радостью вспоминают свою былую работу в школе. Галина Вертиева сегодня заведует в библиотеке сектором краеведческой литературы, а в прошлом, окончив филфак пединститута, преподавала детворе русский язык. Вторым консультантом выступает ее коллега Александр Рухло. В их распоряжении обширный фонд справочников, энциклопедий и словарей - более тысячи экземпляров. Поэтому филологи, отвечая на вопросы, опираются не только на свои знания, но и подтверждают каждое слово документально.
На один ответ отводится десять минут. Если вопрос сложный и требует более досконального изучения, с абонентом свяжутся чуть позже.
- Наша справочная действует только несколько дней, но уже раздается по семь-восемь звонков в смену. Они являются анонимными, поэтому мы точно не можем точно сказать, какого возраста к нам обращаются люди. Но уже понятно, что языковые вопросы возникают у всех: от детей до пенсионеров, - говорит заведующая сектором обслуживания Раиса Гречишкина.
Бывает, звонят родители, которые просят проверить домашнюю работу ребенка. Или обращаются сами дети с просьбой сделать морфологический разбор слова или даже написать за них сочинение. Но библиотекари сразу предупреждают: домашнюю работу не проверяют, слова не разбирают. И вовсе не потому, что не компетентны. Просто не видят в этом необходимости.
На "горячую линию" уже поступали звонки и от студентов, не желающих самостоятельно писать курсовую работу. Такие абоненты сразу же получили приглашение в библиотеку - литературы по теме здесь предостаточно. Так что превратить библиотекарей в репетиторов вряд ли получится.
Библиотекари уверены в успехе своего начинания, даже несмотря на то, что сегодня дома у многих есть доступ к интернету. Помимо городской телефонной линии 8(86354) 5-65-50, теперь открылась и мобильная: 8-951-83-47-566. Также с филологами можно связаться по "Скайпу" в режиме онлайн.