23.10.2013 23:24
    Поделиться

    Взрыв под Псковом произошел из-за плохого обслуживания полигона

    Взрыв под Псковом произошел, скорее всего, из-за плохого обслуживания полигона
    Трагедия на 714 полигоне Воздушно-десантных войск в Псковской области, когда при взрыве неустановленного пока боеприпаса погибли шесть военнослужащих, скорее всего была несчастным случаем. У следствия, разумеется, есть несколько версий случившегося и каждую из них, пусть и самую нелепую, отработают по полной программе. Например, что десантников взорвали террористы в отместку за публикации фотографий "волгоградской смертницы" и ее мужа-боевика.

    Однако основная версия пока более прозаическая: сработал артиллерийский снаряд, который почему-то не взорвался во время предыдущих учебных стрельб.

    Корреспонденту "Российской газеты" сообщили в Главном военном следственном управлении СКР о возбуждении уголовного дела. Что интересно, дело возбуждено по части 3 статьи 349 УК РФ - нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Вопрос - кому ее предъявлять? С погибших уже не спросишь. С раненых - тоже: они шли позади своих погибших товарищей и никак не могли, к своему счастью, прикоснуться к "опасному предмету". Значит, спрашивать надо с тех, по чьей вине на полигоне оказался неразорвавшийся боеприпас.

    Следствие, в принципе, уже выяснило канву случившегося. Пятикурсники Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (военного института) имени генерала армии В.Ф. Маргелова выполняли плановые практические стрельбы из боевых машин БМД-2. Стрелять предстояло с дистанции 1400 метров, причем в темное время суток. В наставлениях по боевой подготовке это называется "ночными стрельбами".

    Мишени устанавливают те, кто по ним стреляет. Но это - сомнительная практика и идет она, видимо, от безысходности - просто полигоны некому обслуживать. Ведь в реальном бою, к которому готовят будущих офицеров элитной крылатой пехоты, вряд ли посчастливиться заранее знать, где появится противник. А тут наводчик не только точно знает, из-за какого бугорка возникнет цель, но еще и отмерил до нее расстояние шагами. Ну как тут промахнешься? И насколько качественна такая подготовка?

    Устанавливать мишени отправились 12 человек - 11 курсантов 2-го взвода 11-й роты и сержант-контрактник - электрик-оператор директрисы боевых машин. То есть тот, кто отвечает за электрооборудование мишенного поля. К работе они приступили после 19.00, провозились около часа и выдвинулись к своей БМД-2. К этому времени окончательно стемнело. Поэтому неудивительно, что кто-то из них не заметил какую-то железяку и наступил на нее. Сразу оговоримся, что вариант, будто кто-то из ребят взял в руки и стал разбирать интересную "железку", а она "бабахнула" в руках, - отпадает. Если бы речь шла о первокурсниках или солдатах-новобранцах - да, возможно, им на первых порах все любопытно. Но тут - без пяти минут лейтенанты, им с первого дня КМБ буквально вбивают в головы - ничего не трогай на полигоне и поле боя. Можно не сомневаться, что эту истину они усвоили хорошо.

    И вот - самый главный вопрос: откуда здесь взялся неразорвавшийся снаряд? Впрочем, откуда - понятно. Почему его вовремя не обезвредили? По всем правилам, во время учебной стрельбы из артвооружения фиксируется каждое попадание - в мишень или мимо нее - снаряда. Тем более, произошел разрыв или нет. Особенно - если нет. И сразу же после прекращения огня к месту падения неразорвавшегося боеприпаса направляются саперы. И снаряд, мина либо ракета, уничтожаются на месте. И это правило до сих пор свято соблюдалось: статистика происшествий во время учений показывает, что люди гибли от чего угодно, только не от случайной "встречи" с неразорвавшимся боеприпасом. Почему же это не было сделано теперь?

    Другой вопрос - по какой дороге добирались к мишеням курсанты? Логичный ответ - да напрямую от своей боевой машины. То есть практически по траектории собственной стрельбы. А надо бы в обход - так правильно. Чтобы и под случайный выстрел никто не попал и на вот такой "сюрприз" не наступил. И наверняка на полигоне предусмотрены пути подхода к мишеням для обслуживающего персонала - это обходные, возможно, многокилометровые дорожки. Но разве наши люди пойдут в обход?

    В общем, и следствию, и военному руководству, видимо, придется искать ответы на многие неудобные вопросы. В том числе разбираться с "наследством" прежнего "гражданского" начальства военного ведомства. Например, с продажей "лишних" территорий некоторых общевойсковых полигонов. Не потому ли исчезли обходные пути к мишеням, отсутствуют безопасные "буферные" зоны в местах, где ведутся боевые стрельбы?

    С места события

     

    Вчера военные инженеры закончили проверку полигона под Псковом, где погибли шестеро десантников, на наличие взрывоопасных предметов. К работе приступили представители следственных органов.

    Сразу после ЧП сюда прибыла специальная комиссия министерства обороны России, которую возглавляет командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.

    - Я прибыл сюда по личному указанию министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу для установления причин трагедии совместно с представителями следственных органов. Жизнь раненых военнослужащих вне опасности, - сообщил Шаманов.

    Как уже сообщают эксперты, первоначальный анализ характера распространения взрывной волны и образовавшиеся на месте подрыва воронки, а также типы ранений пострадавших военнослужащих указывают на то, что произошел подрыв артиллерийского боеприпаса. По версии же заместителя командующего войсками Западного военного округа Ивана Бувальцева, боеприпас, вероятнее всего, длительное время находился в отвале земли на обочине дороги, по которой двигались курсанты. И "на него было произведено внешнее воздействие".

    Он подчеркнул, что на полигоне проводят учения представители разных родов войск, поэтому определить, что это за боеприпас, предстоит экспертам, взявшим пробы грунта и осколки. По его словам, последние учения на данном участке полигона Струги Красные проводились в 2011 году.

    Два курсанта Иван Захаров и Алексей Никишаев получили ранения в голень и бедро. Их состояние оценивают как стабильное. По указанию министра обороны Сергея Шойгу из петербургской Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова направлена в Псков специализированная медицинская бригада. В ее составе опытные врачи - хирурги и анестезиологи.

    Стал известен список погибших. Это Александр Постойкин 1991 года рождения, Михаил Пасканный 1992 года, Антон Соловьев 1991 года, Максим Никитин 1991 года, Израил Евлоев 1991 года и псковский сержант-контрактник Евгений Третьяков.

    Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров уже выразил соболезнования в связи с трагедией на полигоне в Псковской области. Он отметил, что Израил Евлоев целенаправленно поступал именно в Рязанское десантное училище, он хотел посвятить свою жизнь служению Родине. "Власти республики возьмут на себя все расходы по похоронам, семье будет выделена материальная помощь", - отметил Юнус-Бек Евкуров.

    Командующий ВДВ Владимир Шаманов заявил, что сначала тела погибших курсантов отправят в Рязанское училище, а затем - к местам проживания родителей. С родственниками уже работают психологи. Кроме того, все они получат материальную помощь, такое указание дал министр обороны Сергей Шойгу.

    Подготовила Светлана Цыганкова (Псков)

    Поделиться